В этот день ☦МЫ одержали Великую победу над поганой ислам-монгольской ордой. Поздравляем Б☦лых казаков-имперцев с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, днём Куликовской воинской славы России и днём начала Русского государства. — Три в одном, господа. ЛЮБО!ЛЮБО!ЛЮБО! (Видео)

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Рождество Пресвятой Владычицы Богородицы празднуется Российской Православной Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова — явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы считается днём начала Русского государства. Так обозначено на памятнике Тысячелетия Руси, воздвигнутом в Новгороде в этот день в 1862 г., когда происходило торжественное празднование Тысячелетия нашей государственности.

*              *             * 

21 сентября — День воинской славы России — Куликовская битва (1380 г.).

Куликовская битва — сражение русского войска под предводительством Великого князя Владимирского и Московского Дмитрия Ивановича с монголо-татарскими войсками, происшедшее 8 сентября 1380 года на Куликовом поле (ныне Куркинский район Тульской области) — одна из самых крупных битв средневековья, явившаяся поворотным пунктом в борьбе русского народа против монголо-татарского ига. 

 Участие донских казаков в Куликовской битве.

Автор — И.В. Чеснокова.

По словам выдающегося русского философа Ивана Ильина – героическое прошлое и слава предков играют первостепенное значение в формировании национальной идеи. Таким героическим примером может служить битва на Куликовом поле.

Историк Василий Ключевский прозорливо назвал подвиг русского народа на Куликовом поле вздохом самоуважения русского народа, демонстрацией несмирения с рабством, веры в себя, проявлением веры. Такие чувства питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга.

События, непосредственно предшествующие Куликовской битве, начали развиваться на воронежской земле, а точнее на левом берегу реки Воронеж .Именно отсюда  Московскому князю Дмитрию, пришло известие от приходе Мамаева войска. Издревле данное место именовалось Червленым Яром. Область Червленого Яра занимала пространство между реками Воронежем и Хопром, а если мерить с севера на юг – от реки Цны до нынешней станицы Вешенской.

В Х-ХI веках сюда явились русские переселенцы. Они оказались вне власти какого-либо княжества и именно здесь, на маловедомой окраине тогдашней Руси начало складываться средневековое казачество.

Вторжение на Русь войск хана Батыя пришлось на период междоусобия в русских землях и сопротивление захватчикам каждое княжество вело в одиночку. На этот период, по данным археологов, из 74 городов, существовавших на Руси в XIII веке, 49 было разрушено. Войска татаро-монголов разорили северные города Руси, а крепости на междуречье Воронежа и Дона от нашествия не пострадали. Тем не менее, русское население их оставило и сместилось вниз по Дону. Поселения того периода в подавляющем большинстве — неукрепленные сёла, сокрытые от случайных нападений в устьях оврагов, на дюнах и террасах. Видимо пример разоренных татарами городов на севере Руси заставил южнорусское население рассредоточиться на относительно безопасных просторах Червленого Яра.

В составе Золотой Орды казаки занимали более привилегированное положение, чем жители непосредственно русских княжеств. В обычной жизни казачье население осуществляло охрану переправ и справляло ямскую службу. Поскольку казаки издревле исповедали Православную веру и не теряли своё этническое единство с русским народом, земли Червленного Яра находились под церковной юрисдикцией Рязанской православной епархии.

С 1357 года в истории русско-ордынских отношений начинаются непрерывные дворцовые перевороты, многочисленные смуты, закончившиеся разделением этого царства. А Московское княжество наоборот, преодолевая внутренние распри, постепенно становится центром кристаллизации нового русского государства. Количество татарских набегов значительно снижается и размер выплачиваемой дани становится меньше. А вскоре многие русские князья вообще перестали считаться с мнением Орды.

Однако, при узурпации власти в части Золотой Орды (Синяя Орда) темником Мамаем над всей Русью возникла угроза полного завоевания иноземцами и отказа от Православной веры. Русскому народу предстояло превратится в этническую химеру, разделенную между католиками и мусульманами.

Летом 1380 года монголо-татарское войско, в которое входили также отряды черкесов, осетин, армян, некоторых народов Поволжья, а также наемные отряды крымских генуэзцев (общая численность 100-150 тысяч человек), возглавляемое фактическим правителем Золотой Орды Мамаем, двинулось на Русь, чтобы сломить возрастающую мощь русских княжеств (особенно Московского) и их стремление к независимости. Союзником Мамая были великий князь литовский Ягайло.

Войско Мамая, щедро субсидируемого генуэзскими и венецианскими купцами, имело цель вообще добить непокорные русские княжества и само по себе представляло немалую силу. Кроме того, военно политический союз Мамая с Литвой и Рязанью вообще делал положение Дмитрия и его союзников безнадежным.

Многие русские князья вообще предпочли отсидеться у себя в вотчинах, игнорируя угрозу окончательного порабощения. То, что не поняли князья, поняли казаки Червленного Яра. К Московскому Князю явились с войсками донские атаманы о которых предание сообщает «Там в верховьях Дона народ христианский воинского чина живущий, зовимый казаци в радости встречаша великого Князя Димитрия, со святыми иконами и со кресты поздравляющее ему дары от своих сокровищ, имеху у себя Чудотворные иконы в церквях своих»

Донские казаки, как отмечает летописец, преподнесли Князю Дмитрию икону-хоругвь Донской Богородицы и образ Богородицы Гребенской. Икона Донской Богородицы чудесно явила себя в водах Дона, отсюда и ее название. Перед нею в канун Куликовской битвы молились Дмитрий и его воины.

Этот знаменательный факт указывает, что ещё на заре русской истории, когда решался вопрос о бытии Руси, донские казаки помогали Московскому Князю выйти из унизительного положения татарского данника.Вольные казаки  в 1380 г. добровольно и по собственному почину пришли на Куликово поле, чтобы помочь Московскому Князю  и тем самым оказали решающее значение на исход этой битвы.

Неожиданное для всех появление хорошо обученной казачьей конницы не позволило литовским войскам соединится с Мамаем, а смелый рейд засадного полка, в составе которого, несомненно, были казаки, решил исход всей битвы.

После Куликовской битвы казаки передали икону Донской Богородицы Великому Князю Дмитрию Ивановичу, который поместил её в Благовещенский собор.

Пресвятая Богородица всегда очень почиталась на Дону. В старину атаманы, призывая казаков на защиту от басурман родимого края, называли казачий «присуд» – Домом Пресвятой Богородицы».

В конечном итоге можно сказать, что после Куликовской битвы казаки  прошли путь от Тихого Дона до Тихого Океана.

Именно с этой битвы можно считать службу казачьей вольницы интересам Русского государства, защиты его рубежей от грабительских набегов. Куликовская битва стала синонимом героизма, мужества, стойкости и самопожертвования. И спустя более шести веков это сражение продолжает волновать умы наших современников.

                                      Донской казак времен Куликовской битвы.

Она относится к символическим событиям Русской истории, так ярко и прочно вошла не только в наше прошлое, но и в наше настоящее.

(Сокр.) 

*         *        * 

Куликовская битва: как русские победили Многонациональную Ордынскую Федерацию.

«К ярлыку не еду, князя Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист». С этих слов князя Дмитрия I Ивановича началась подготовка к одной из величайших побед в русской военной истории, вошедшей в историю как Куликовская Битва или Мамаево побоище. Беклярбек Мамай, в ходе многочисленных интриг ставший одним из главных игроков за верховную власть в Орде, решил укрепить свою политическую власть над монгольской империей карательной экспедицией на Русь. Этот поход против возомнивших себя свободными людьми русичей («Эти мерзкие русские не признают назначенных Ханом национальных лидеров, не хотят кормить Сарай и очерняют великие подвиги монгольского народа! НА-КА-ЗАТЬ!») позволил бы Мамаю значимо повысить свой авторитет среди ордынских вождей. На его пути стоял князь Московский и великий князь Владимирский Дмитрий Иванович. Не вникая в тонкости ордынской политики, он не желал вставать на колени перед очередным степным бесом. Ещё за четыре года до Куликовской битвы он гнал Орду с Волги и собирал откуп с монгол. Но величие Дмитрия, его непомерное значение для русской истории, заключается не в военных победах и не в политической ловкости. Князь Дмитрий бросил вызов великой Орде не с позиции феодала («Почему ты хан, а я не хан?»), но с позиции если не национальной, то донациональной, народной.

21985_49f6118c569dt

Узнав о том, что Мамай собирает войско, Дмитрий — будущий Донской, отправил посланников к русским князьям. Он их послал не к вассалам, не к подчиненным. Он их послал не к стратегическим союзникам, которые сегодня — свои, а завтра — чужие. Это послание Дмитрия — краеугольный камень преодоления феодальной раздробленности Руси, потому что он обратился не к абстрактным людям, а к русичам. К своим. «Вставайте, люди русские!» Москва, Тверь, Суздаль, Смоленск, Ростов, Ярославль, Муром — русские князья отозвались и, вместо того, чтобы воевать между собой (часто используя при этом Орду), они собрались вместе и пошли на Куликово поле, на Дон. Они вспомнили горящий Киев, умирающего Коловрата. Своих, русских братьев — по вере, по языку.  Впервые сопротивление монгольским покорителям половины известного мира обрело общенародный характер.

В середине августа началось формирования русского войска. В Коломну были направлены основные силы Дмитрия: дружина самого князя, полки ярославских, ростовских, белозерских, суздальских, смоленских, тверских, новгородских князей. Дмитрий встал во главе «большого полка», основного подразделения своего войска. Прежде чем выступить против татарской Орды, он попросил благословления у великого Сергия Радонежского, величайшего монаха Северной Руси и основателя Троицкого монастыря. Тот не только благословил князя на священную войну за свободу православных русичей, но и отправил вместе с ним легендарных богатырей, которые до монашества были дворянами и профессиональными солдатами: Александра Пересвета и Родиона Ослябу. Мамай считал, что Дмитрий не посмеет напасть на него, но на всякий случай заключил союз с великим князем Ягайло и Олегом Рязанским (да, и тогда имелись люди, мыслящие в категориях «если не Мамай, то кто?» и «позор белоленточникам, разваливающим великую Орду на деньги Троицкого Монастыря»).

Русские княжества — зеленое пятнышко слева сверху, все остальное — Многонациональная Ордынская Федерация.
Русские княжества — зеленое пятнышко слева сверху, все остальное — Многонациональная Ордынская Федерация.

Наш князь был человеком смелым и отчаянным, а потому повёл свои войска на Оку, дабы не дать Монгольскому Интернационалу объединиться. Как и пять веков спустя, цвет русской нации пошёл на Дон, пытаясь остановить опустошительный разгром своей страны. Переход Оки считался безумием, которое нынче называют suicide mission: дать последний бой и умереть. Однако Дмитрий всё просчитал и решил, что стоит рисковать; если ему удастся разделить войска Орды, его сил хватит для разгрома Мамая. По дороге к Дону, к войску Дмитрия присоединились войска из Полоцка, Стародуба, Пскова и Трубчевска, находящихся тогда в составе Литвы. Такого ещё не было: русичи преодолели не только раздробленность самой Руси, но и пришли по зову долга даже из чужого государства. На стороне Мамая выступал весь ордынский набор покоренных народов: собственно монголы, татары, черкесы, ясы, народ, именуемый в летописях «жидами кавказскими»,

а в центре стояла наемная генуэзская пехота (на тот момент — самые прославленные солдаты Европы), нанятая в Крыму.

Дмитрий не растерялся от такого расклада. Чтобы навязать ордынцам решающую битву (принуждение противника к огромному побоищу — тактика, используемая такими титанами военного дела, как Суворов и Наполеон), наше войско перешло к южному берегу Дона, сжигая мосты. Этим он вынудил Мамая выступить до прихода своих литовских и рязанских союзников, а Дон стал — как много, много раз в истории России — прикрытием со спины. Вечером того же дня (7 сентября) русское войско выстроилось: на правом фланге стоял Андрей Ольгердович, на левом — Василий Ярославский, а в центре — Тимофей Вельяминов и сам Дмитрий Иванович. Перед Большим полком выстроились коломенцы и Сторожевой полк князя Оболенского. В засаде остался легендарный полководец Дмитрий Боброк-Волынский, за несколько лет до Куликовской Битвы освободивший среднюю Волгу от ордынцев. Он выехал в разведку, осматривая басурманскую армию Мамая. Всё было решено. Судьба первой общерусской армии за несколько столетий должна была решиться на следующий день. Русское войско выехало на бой под алыми стягами с ликом Спаса. «Кто здесь власть? Мы здесь власть!».

Битва началась к 12-и часам с мелкой пальбы в авангарде с обеих сторон, после чего состоялся знаменитый, ставший легендой поединок Челубея с воином-монахом (русский эквивалент орденского рыцаря) Александром Пересветом. Пересвет снял с себя доспехи и, одетый лишь в Великую схиму, пошёл на Челубея; тот пронзил его копьем, но не выпал из седла и нанёс татарскому воину симметричный смертельный удар. Полилась кровь русского богатыря, поднялись русские стяги того же цвета. Сторожевой отряд, в котором стоял и сам Дмитрий Донской, принял на себя первую атаку монгольской конницы. Началась Куликовская Битва.

avilov_3

После первых атак, Дмитрий отошёл к Большому Полку, на который набросились генуэзские наёмники Мамая. Тяжелая пехота — элитный род войск, и княжеской дружине пришлось крайне тяжело. Удар генуэзцев был сравним с рыцарским клином, но не имел его слабости — лошадей. Но дружина Дмитрия выстояла, отбив первое наступление. Напор татар не угасал, к генуэзцам примкнули основные монгольские силы, и Большой полк истекал кровью. Руки воинов немели, лошади ломали себе ноги об горы трупов, перемешались молитвы и мат — но русские воины стояли насмерть, не пропуская басурманские части. Русская рука схватила глотку Орды намертво и сжималась. Крестом и мечом, огнём и стрелой, русские крестоносцы отбивали даже самые сокрушительные удары ордынцев на центр рати. Хуже обстояли дела на левом фланге: там части Василия Ярославского не устояли и дрогнули. Ему пришлось отступить к реке, оставив тыл Большого полка без защиты. В этот момент выступил засадный полк и перебил татар, радостно прорвавших фронт; витязи Серпуховского и Боброка перемололи монгольскую конницу, задавив её своей же кавалерией и загнав в воду, где от неё остались лишь кровавые ошметки.

Удар Засадного полка.Удар Засадного полка.

Одновременно полки на правом фланге перешли в наступление и ударили в сердце Мамаевой орды: монголы впали в панику, не видя вокруг ничего, кроме монгольских трупов и русских мечей, и обратились в паническое бегство. Сам Мамай бросил свое войско, как только увидел, что Засадный полк вступил в бой. У татар не осталось ни резервов, ни воевод, ни хоть малейшего боевого порядка. Великая Орда, ставшая грозой человечества от Багдада до Легница, истекла кровью и побежала с поля битвы в полном составе. Русские полки ещё долго преследовали отступающих татар, убивая множество. В Коломну прибыли княжеские дружины, полки смоленские, муромские, полоцкие, костромские… С Куликова Поля вернулась умытая кровью русская рать.

Одним лишь напором и наглостью, наши предки прошли этот страшный и тернистый путь — но иного не было. Они откликнулись на зов Дмитрия и Сергия, встав горой не за князей-сюзеренов, но за родную землю и угнетенный народ. Они шли, изнемогали, погибали, падали, вставали, снова шли. И они дошли. В этот день, Дмитрий — уже Донской — доказал, что Русь сильна единством.

Величайшая империя в истории человечества. Армия, победившая всех — от персов до немцев. И вот она валялась мертвой у ног русских витязей, посмевших крикнуть свое «Иду на вы!» в лицо не только Орде, но всему миру. 8 сентября 1380-го года была положена основа истребления нашего наследственного врага; в конце концов, русский сапог примял прах родины Тамерлана и Мамая.

Сегодня — восьмой день сентября. Перейдём ли мы Оку в себе, как когда-то это сделали полки Дмитрия Донского?

Спутник и Погром