«Читая Краснова, всеми струнами души чувствуешь, как охватывает тебя патриотическое волнение, как вырастает величавый образ Царской России; смываются горестные переживания позорного настоящего, снова начинаешь верить в славное будущее Русского Народа.Чтение книг Краснова особенно полезно и назидательно для молодежи. Бог даст, страницы П.Н. Краснова воспитают и подвинут к новым подвигам, к патриотической работе прекрасных, самоотверженных русских юношей». – патриот-монархист Николай Дмитриевич Тальберг .
Мы не юноши (редакция сайта ИКС), но нас, признаемся честно, Петр Краснов своим творчеством тоже сильно подвигнул.
* * *
Автор-Епископ Дионисий АЛФЁРОВ.
В последние годы читатели в России открывают для себя многих забытых авторов и, в частности, знакомятся с творчеством замечательного русского писателя ХХ века генерала Петра Николаевича Краснова. Генерал Краснов вошел в историю России, прежде всего, как доблестный воин Императорской Русской армии, один из вождей Белого движения, а также как военный историк и писатель… Его писательская деятельность получила всеобщее признание. О ней и хотелось бы сказать несколько слов.
Генерал Краснов по происхождению и воспитанию являет собой прекрасный сплав донского казака и русского дворянина поздне-имперского периода. Древний казачий род Красновых дал несколько генералов Русской армии , получивших за воинские заслуги потомственное дворянство. Родная станица Красновых — Вешенская, но родился Петр Николаевич в Петербурге, где окончил классическую гимназию и военное училище. Он служил в казачьем полку среди донских земляков, но это были не простые казаки, а лейб-гвардейцы Атаманского полка. Он возрос на берегах и Дона, и Невы. Казачьи корни и донской патриотизм не позволили ему превратиться в лощеного столичного гвардейца. Петербургская школа дала ему общую культуру и кругозор, а служба в гвардии приучила к дисциплине. В лице П. Н. Краснова мы видим лучшего представителя родившейся в 19 веке казачьей военной интеллигенции. Потому и в литературном творчестве генерала переплелись любовь к родному краю, к истории Дона с глубокой приверженностью к Российской империи, с верностью Русской армии.
Литературное творчество П. Н. Краснова многообразно и еще ждет своих исследователей. Его перу принадлежат и прекрасные дневники путешествий (“Казаки в Абиссинии”, “По Манчжурии”), и яркие исторические “Картины былого Тихого Дона”, замечательные мемуарные очерки (“На границе Китая”, “Накануне войны”, “Всевеликое Войско Донское”, глубокий труд по военной психологии “Душа Армии”, к которой примыкает проникновенный рассказ “Тихие подвижники”, и большое количество исторических романов, среди которых первое место принадлежит эпопеям “Цареубийцы” и “От двуглавого орла к красному знамени”.
На наш взгляд П. Н. Краснов — это тот самый писатель, которого давно и тщетно ждала русская литература весь 19 век, тот великий знаток Русской армии, певец боевой славы империи, которого до него не было в русской литературе. Именно Краснов показал красоту души и величие подвига русского офицера, восстановил историческую правду в описании многих событий. Его творчество явилось достойным ответом пошлой космополитической, нигилистической и толстовской литературе, точнее даже макулатуре, затопившей к началу ХХ века Россию. Впрочем, противопоставлять хорошего писателя множеству дурных не есть великая для него честь. Краснову же удалось вписать недостающие страницы в великую русскую литературу.
Русская литература дала много талантливых произведений, затронула глубокие психологические и нравственные вопросы, обличила и грубые, и тонкие пороки, правдиво показала человеческие портреты и в лучших своих произведениях послужила для своих читателей зеркалом совести. Но при всем этом она не показала подлинных героев России, не сделала их главными героями своих произведений, а потому не научила самоотверженному служению Царю и Отечеству. Достаточно вспомнить, как император Николай Павлович, прочитав первые главы романа Лермонтова, был очень разочарован, что героем нашего времени выведен “лишний человек”, а подлинный герой Максим Максимыч оставлен в тени. В основной массе русская литература занималась бытописанием; по выражению Чехова, “люди пили чай, а за окном рушилась жизнь”. Русской литературе явно недоставало героических страниц, между тем как в русской истории этих страниц было слишком много, чтобы их можно было не замечать. Но наши писатели на них не смотрели.
И. Л. Солоневич приводил очень выразительный пример того, какой вывод могли сделать о русском народе иностранцы, изучившие классическую литературу 19 — начала ХХ века. Незадолго до Второй Мировой войны он имел в Берлине диспут с немецкими профессорами-славистами, которые доказывали, что русский народ неполноценен, и что русская литература и рисует его как сборище “унтер-меншей”, т. е. недочеловеков. Все эти “лишние люди”, Онегины и Печерины, Фамусовы и Рудины, старосветские помещики, Обломовы и Маниловы, Чичиковы и Базаровы, Собакевичи и Ноздревы, Иудушки Головлевы и Стивы Облонские, чеховские обитатели “вишневых садов”, горьковские босяки и купринские проститутки — и ни одного волевого цельного характера, ни одного подвижника идеи и долга. И даже описывая военную среду, наши писатели подлинных “тихих подвижников” умудрялись спрятать долой с глаз читателя. Когда в ответ на это Солоневич спросил, а кто же тогда построил империю в шестую часть суши, кто отразил множество вражеских нашествий, — немецкие профессора сказали, что не знают этого, ибо такие люди не представлены в русской литературе.
Это поразительно, но факт. В то время, как в других национальных литературах, например английской и французской, люди воинского подвига, люди долга и чести занимают почетное место, в русской они почти отсутствуют. У Вальтера Скотта, например, почти в каждом романе главный герой — рыцарь или военный, который с честью проходит все трудные испытания. У Киплинга и Конан Дойля британские офицеры показываются часто и всегда неотразимо привлекательно выглядят. А у нас если и показывали военного, то в лучшем случае Скалозуба. Даже эпопея Толстого “Война и мир” не есть роман исторический, а философская поэма с картинами из истории, подогнанными под нехристианскую философию автора. Зная лжерелигию Толстого, не трудно догадаться, почему он, увлекшись ею, уже не понимал армию, а потому после своих “Кавказских рассказов” так и не смог создать правдивых образов военных.
Тут одной руки нету — вторая коли,
Одной ноги нету — другая стой,
Коли патронов нету — на врага грудью идем,
Коли сил нету — Богу душу предаем! Страницы, посвященные этой трагической битве русской армии с прусским королем Фридрихом 11, являются самыми сильными в романе. Битва кончилась с неопределенным результатом и с большими потерями с обеих сторон. Командовавший пруссаками король Фридрих II, продемонстрировал искусство полководца, русский командующий Фермор (англичанин) бездействовал. От окончательного разгрома русских спасла только исключительная доблесть войск и инициатива младших командиров, которые, оставшись без начальства, сами перестроили фронт, выдержали огонь прусской артиллерии, атаки прусской конницы и пехоты. Именно после этой битвы король Фридрих сказал знаменитые слова: “Русского солдата мало убить, его еще и повалить надо”.Битва под Цорндорфом потому и выбрана Красновым для описания, что является довольно характерной и даже символической для многих страниц русской истории. Отсутствие твердого и разумного главного командования, внезапная неприятельская атака с фланга создали самые неприятные условия. И все-таки воинская доблесть и великое самопожертвование и терпение русских войск позволили им перенести эти испытания с честью. И сам противник, несмотря на огромные потери, понесенные русскими, признает, что не повалил их и не добился победы. А духовная победа православных воинов, павших, но не отступивших, очевидна. А их потомки и наследники, служащие через сто и сто пятьдесят лет в том же полку, назидаются их подвигом. Носят присвоенные их полку красные отвороты на голенищах сапог и вспоминают, как их предки стояли по колено в крови. И пока в армии была жива преемственность подвига, никакая революция была невозможна.Генерал Краснов является основателем нового направления военной науки — военной психологии. В своем труде “Душа армии” он с большим знанием души офицера и солдата раскрывает сущность военного воспитания, особенности военной службы, значение для души военного строя, формы и знамени. Показывает те испытания, которым подвергается офицер, особенно испытание боем. К этому труду примыкают его мемуары “На рубеже Китая” и “Накануне войны”, запечатлевшие яркие портреты офицеров Императорской Армии предвоенной поры. Особое место занимает небольшой, но проникновенный очерк “Тихие подвижники. Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Армии”. Это рассказ о том, как по-христиански умирали православные русские воины, как в тяжелом плену сохраняли они верность своей вере, своему Царю и Отечеству.Отдельно стоит упомянуть фантастический роман Краснова “За чертополохом”, написанный сразу после гражданской войны в 1921 г и дополненный в 1928 г. Роман посвящен будущей Возрожденной России, такой, какой представляет ее себе автор после падения большевизма. В романе много интересных предвидений и прозрений, например, о будущей 2-й Мировой войне в конце 30-х годов, об огромных жертвах среди русского народа во время нее.Книги ген. Краснова достойны войти в учебные программы и в обиход современной русской молодежи паче многих других писателей. А сам Петр Николаевич назидает русских людей своим обликом и жизненным путем.РОНС