«Если патриарх РПЦ признает это – значит, его власть от дьявола». Церковь в полном тупике.

Представьте, они (РПЦ) начнут говорить о том, что святых (Романовы причислены к лику святых в августе 2000г) убили Ленин, Сталин и жидобольшевики, что бы было? Половина электората Московской патриархии – это бабушки, у которых икона Спаса нерукотворного до сих пор рядом с портретом Сталина стоит. Это будет настоящий раскол. Второе, кто возродил патриархат? Правильно, Иосиф Виссарионович Сталин в 1943 году (пост занял митрополит Сергий). Представляете, как тяжело нашим священникам? Если они будут рассказывать, что во всем виноваты большевики и это обычное политическое убийство, значит автоматически большевизм приравнивается к сатанизму. Только сатанист мог убить святого. А если вы признаете тезис, что большевизм и сатанизм одно и то же, то вы сами становитесь не легитимны – власть вы получили от представителя дьявола. Все! Церковь в полном тупике.

*               *               *

Хранитель наследия Императора Николая II – о том, почему дети русского императора вынуждены лежать рядом с черепом Гитлера.

Исследование останков семьи последнего российского Императора Николая II, расстрелянной в 1918 году в Екатеринбурге, грозит превратиться в сериал. Десятки экспертиз, в том числе генетических, проводившихся как в России, так и за рубежом, и подтвердивших – это действительно кости Романовых, снова не в счет. На этой неделе глава Госархива РФ Сергей Мироненко в интервью православному телеканалу «Спас» заявил о необходимости эксгумации останков царской семьи (часть тел в 1998 году похоронили в фамильной усыпальнице в Санкт-Петербурге) и проведении повторных исследований с учетом мнения православных. Реакция тех, кто участвовал в предыдущих исследованиях, и прочей осведомленной общественности, мягко говоря, неоднозначная. Объяснить, что происходит, мы попросили одного из ученых, занимавшихся изучением останков, – руководителя отдела истории Романовых Свердловского областного краеведческого музей Николая Неуймина.

Справка Znak.comСемья отрекшегося Императора Николая II (супруга императрица Александра Федоровна, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей) и прислуга (лейб-медик Евгений Боткин, горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов, лакей Алоизий Трупп) были расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме инженера Ипатьева (район Вознесенской горки в центре Екатеринбурга). Где покоятся их останки, долгое время скрывалось. Считается, что первооткрывателем этого места в Поросенковом логу на Коптяковской дороге на северо-западной окраине Свердловска (ныне Екатеринбурга) летом 1978 года стал уральский геолог Александр Авдонин с двумя единомышленниками. Однако останки тогда пришлось закопать обратно – конъюнктура не позволяла явить их миру. Вновь останки выкопали только летом 1991 года. Найти тогда удалось только девять костяков (из 11). Все эти обстоятельства дали основания сомневаться в подлинности обнаруженного (останки Алексея и Марии удалось найти только в 2007 году в 70 метрах от первого местонахождения). К тому же бытовала версия, что царственные тела в 1918 году уничтожили в районе Ганиной ямы (в 4,5 километрах северо-западнее Коптяковской дороги).

В 1998 году эти останки были захоронены в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

Несмотря на целую серию экспертиз, часть из которых была проведена в лабораториях США и Англии, Московский патриархат до сих пор не признал, что найденные у Коптяковской дороги тела — это Романовы. Церковь до сих пор настаивает, что последним местом их упокоения стала Ганина яма, где к 2003 году был выстроен поминальный монастырский комплекс. Для тех, кто не входит в узкий круг посвященных, причины такого поведения церковнослужителей не ясны. Тем более, что даже нынешний патриарх Кирилл старался не давать на этот вопрос прямого ответа. Существует легенда, что церковь не признала царские останки из Поросенкова лога, так как не удалось получить землеотвод (участок принадлежит РЖД) на строительство здесь храмового комплекса, строительство пришлось организовывать на Ганиной яме и, соответственно, идеологически обосновывать такой выбор.

Повторная экспертиза, о которой заговорил Мироненко, по сути попытка вернуться к вопросу о признании останков со стороны РПЦ. Тем более, что надо решать вопрос с захоронением останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии, хранящиеся уже несколько лет в Госархиве (останки их родителей и сестер, найденные в 1991 году, спустя семь лет захоронили в Санкт-Петербурге). С 2000 года Романовы объявлены святыми страстотерпцами и теперь вопрос их погребения не в компетенции светской власти. Но, церковь, не признавая останки, ничего, соответственно, не делает, чтобы решить этот вопрос.

— Николай Борисович, чем вызвано заявление Мироненко об эксгумации и повторной экспертизе останков семьи Царя Николая II?

— 18 марта [в эфире православного телеканала «Спас»] протоирей Всеволод Чаплин (возглавляет Синодальный отдел по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата, считается «рупором» патриарха Кирилла. – Прим. ред.) впервые заявил, что они не против признать найденные под Екатеринбургом останки – давайте, мол, вскроем, посмотрим (сказал, что «многие люди хотели бы знать правду». – Прим. ред.)

— Заявление, так понимаю, оказалось неожиданным?

— Неожиданным. До этого тот же Чаплин из раза в раз повторял одно и то же: следствие велось закрыто, церковь туда не допускали, нас игнорировали, поэтому мы не признаем. Хотя они никогда не говорили и того, что екатеринбургские останки фальшивые. Заявив это, они вообще бы себе все мосты сожгли. И хотя следователь [Следственного комитета РФ Владимир] Соловьев мне лично говорил, что никто и никогда церкви не делал никаких препятствий, просто они сами тогда не интересовались этим делом, тем не менее РПЦ всегда занимала по этому вопросу глухую оборону. Тут какая-то подвижка пошла, из этого следует, что в церкви вроде как бы призадумались.

«Маузер» из которого 17 июля 1918 года царскую фамилию расстреливал будущий научный сотрудник Музея революции Петр Ермаков

— Чаплин – еще не патриарх Кирилл.

— Чаплин есть Чаплин. Конечно, хотелось бы услышать что-то из уст патриарха. Но дело в том, что любую экспертизу можно провести только в рамках уголовного дела, это международная практика. В данном случае возбуждать его придется повторно, например, по вновь открывшимся обстоятельствам. Но в таком случае желание должно быть изъявлено на самом верхнем уровне. Я, правда, в этом сильно сомневаюсь.

Чудом уцелевший камин из дома Ипатьева. О нем пишет в своем дневнике сам император. 30 апреля, когда они добрались до Екатеринбурга, Николай II попытался затопить этот камин и дым пошел в комнату, пришлось тушить и больше не жечь. Но еще 78 дней Романовы собирались у нетопленного камина на семейные посиделки

— Почему?

В этой теме церковь сама загнала себя в угол при полном равнодушии нашей общественности и исторической науки. Я много говорил об этом со священниками. Они объясняют так: в церкви нет полутонов, все черное или белое, есть бог и есть дьявол. Представьте, рассказывал мне один батюшка, они начнут говорить о том, что святых (Романовы причислены к ним в августе 2000 года. – Прим. ред.) убили Ленин, Сталин и большевики, что бы было? Половина электората Московской патриархии – это бабушки, у которых икона Спаса нерукотворного до сих пор рядом с портретом Сталина стоит. Это будет настоящий раскол. Второе, кто возродил патриархат? Правильно, Иосиф Виссарионович Сталин в 1943 году (пост занял митрополит Сергий. – Прим. ред.). Представляете, как тяжело нашим священникам? Если они не будут рассказывать, что во всем виноваты большевики и это обычное политическое убийство, значит автоматически большевизм приравнивается к сатанизму. Только сатанист мог убить святого. А если вы признаете тезис, что большевизм и сатанизм одно и то же, то вы сами становитесь не легитимны – власть вы получили от представителя дьявола. Все! Церковь в полном тупике.

— Отдельная проблема, насколько я понимаю, с Ганиной ямой.

— Да. Поросенков лог (в 4,5 километрах юго-восточнее Ганиной ямы. – Прим. ред.), где останки Романовых найдены, это совсем не то же самое, что Ганина яма, где построен монастырский комплекс (к 2003 году при финансовой поддержке гендиректора УГМК Андрея Козицына. – Прим. ред.). И если признать, что настоящие останки найдены именно в Поросенковом логу, то что делать с Ганиной ямой, этим комплексом, где, как говорила до сих пор церковь, их сожгли и пепел развеяли по ветру? А что делать с туристами – каждый год Ганину яму посещает 60 тыс. человек, что делать с губернаторами, генералами ФСБ, которых туда привозят, и они стоят, умиляются около поклонного креста (крест стоит на краю шахты, в которой, как уверяют священнослужители, в июле 1918 года уничтожили тела членов императорской семьи. – Прим. ред.)? Оказывается, им лапшу на уши вешали и непонятно что рассказывали. Ситуация тяжелейшая, с монастырем на Ганиной яме они поторопились. Никто из президентов России, кстати, там никогда не был – ни Ельцин, ни Медведев, ни Путин. И это очень логично. Все просто – если глава государства посетит Ганину яму, значит надо увольнять генерального прокурора [Юрия Чайку] вместе с [главой СК РФ Александром] Бастрыкиным. Они ведь говорят, что следствие проведено, останки найдены [в Поросенковом логу], и никто их по ветру не развеивал. А Генпрокуратура и Следственный комитет все-таки одни из основных силовых структур, столпы государства. Если президент приедет в Поросенков лог, то как же быть с позицией РПЦ? Поэтому наши президенты, когда посещают сюда в город, приезжают только в Храм-на-крови.

Эта решетка прикрывала окно в той самой расстрельной комнате. Ее массивные железные прутья Романовы видели в последние секунды жизни.

— Из этого тупика есть выход?

— В 1993 году, когда была создана госкомиссия по признанию останков, Священный синод поставил первый же вопрос – было ли это убийство ритуальным, совершили ли его жидомасоны? Любой человек в обморок от такой формулировки упадет, а тут церковь заявляет такое. Почему? Читайте книгу Петра Мультатули со вступительным словом покойного патриарха Алексия II. Она одобрена Московским патриархатом и выдержала три переиздания. Так вот, там написано: большевики – хорошие люди, но по заданию американцев, Уолл-стрита. Жидомасоны во главе с Троцким и Свердловым проникли в хорошую партию большевиков, Ленин об этом не догадывался, а Сталин всех разоблачил.

Вид комнаты после

— И какой ответ получил Синод?

— Следователь Соловьев пространно написал, что никаких доказательств совершения ритуального убийства не найдено, и он считает это обычным политическим убийством. Для церкви это была точка. Это не значит, что церковь такая плохая и там глупые люди, большинство умных людей там все прекрасно понимают. Они ведь намекали – напишите, и мы признаем. Но как следователь мог такое написать? Хотя Мультатули пишет, что якобы Романовых в доме Ипатьева медленно резали ритуальными ножами с кабалистическими знаками, всю комнату исписали ими, и, главное, все делали жидомасоны. Убийство царской семьи оказалась как лакмусовая бумажка.

Место захоронения Романовых на Коптяковской дороге, прямо под гатью. 

— Получается, РПЦ никогда не признает останков?

— Русская православная церковь в широком ее смысле давно уже признала останки.

Остатки той самой слани

— Поясните.

— Один из сподвижников Александра Николаевича Авдонина (уральский геолог, обнаруживший первым останки Николая II и членов его семьи. –Прим. ред.), Петр Сардинаки (давно живет в Америке) добился аудиенции у главы Зарубежной православной церкви, митрополита Иллариона. Тот вызвал Майкла Кобла, это главный врач-генетик в Вооруженных силах США, они все посмотрели и заявили – церковь признает. Для них все проще: они как ненавидели большевиков, так и продолжают ненавидеть. Зарубежная православная церковь ничем им не обязана. Три года назад в Петропавловском соборе открывалась выставка «Следствие длинной в век». Илларион там был, он обнял Александра Николаевича [Авдеева], расплакался и снова заявил, что Русская православная церковь признает останки и он, Илларион, благословляет эту выставку. Московский патриархат – все мимо ушей. Хотя вообще-то в этом есть особый цинизм с учетом того, что Зарубежная православная церковь и Московский патриархат сейчас это единое целое (объединились в 2007 году. – Прим. ред.).

Работы Авдонина 1979 года 

— В чем тогда логика слов Мироненко, заявившего о необходимости проведения повторных экспертиз с учетом мнения РПЦ, имея очевидно в виду Московский патриархат?

— Я вот пессимист, а Мироненко и следователь Соловьев, которые жизнь свою положили на это расследование, нет. Они время от времени пытаются навести мосты с церковью. И еще момент – морально-этический. Факт в том, что многие, в том числе за рубежом, жалеют не собственно Николая II, кому-то на него даже наплевать, жалеют его детей. Смертельно больному инвалиду цесаревичу Алексею на момент расстрела было 13 лет 11 месяцев. Проще говоря, он не совершеннолетний и по всем нормам права не подлежал суду. А теперь его останки и останки его сестры Марии хранятся в ГАРФе (Государственном архиве РФ. – Прим. ред.) рядом с черепом, точнее верхней крышкой черепной коробки и челюстью с золотыми зубами Гитлера. Это где-то за гранью добра и зла.

Достали три черепа и закопали на следующее лето, опасаясь реакции Андропова

— Когда в 2010 году дело [об убийстве царской семьи] было закрыто, Соловьев долгое время хранил их останки у себя в сейфе – больше негде было. Это вещдоки, по правилам после завершения расследования их надо либо уничтожить, либо обратить в доход государства. Мироненко его тогда выручил – забрал к себе. Но в таком состоянии Алексей и Мария оказались как бы между небом и землей. И конца этому, судя по тому, как развиваются события, нет и не будет. Я уже даже думаю иногда – не лучше ли нам их тогда, в 2007 году, было вообще не находить?

— Почему так вышло?

— Подождите. В 1998 году Ельцин смог захоронить в Петропавловской крепости найденные в 1991 году первыми останки Николая II и части его семьи, что мешает сейчас?

— В 1998 году они еще не были канонизированы. Теперь канонизированы, поэтому Владимир Владимирович [Путин] уже ничего не может сделать. Они святые, и это уже дела церкви.

— Больше похоже на игры разума.

— Да, наверное, так и есть, все люди не глупые, с высшим образованием, а выход найти не могут.

Пули от «Браунингов», которыми убили цесаревича Алексея II и его сестру Марию. Под ними – остатки кувшина из-под кислоты, которой травили тела

— То есть, надежды нет никакой?

— У нас надежда одна – [решить вопрос] к столетию расстрела. Это 17 июля 2018 года, последняя дата, на которую следует обратить внимание. И в этот же год будет 150 лет со дня рождения Николая II (18 мая 1868 года). Все дальнейшие круглые даты – уже не при нашей жизни. Хотя эти вопросы они, знаете ли, такие… вечные. Римская католическая церковь, например, при папе Иоанне Павле II признала вину за сожжение Джордано Бруно (казнен как еретик 17 февраля 1600 года в Риме. – Прим. ред.). Это было, но ведь прошло 500 лет! Как бы у нас не получилось так же.

— У нас без малого сто лет ушло только на то, чтобы восстановить картину произошедшего в Екатеринбурге 17 июля 1918 года.  Кстати, правда, что первые останки императорской семьи нашли не в 1991 году, а в 70-х и потом вынуждены были прятать?

— Это не легенда. В 1978 года три геолога – Авдонин, Качуров и Васильев – действительно нашли тот самый мостик из шпал на старой Коптяковской дороге, под которым было захоронение. Вскрыли его они на следующий год, изъяли оттуда три черепа. Попытались показать все это. Но [глава МВД СССР Михаил] Щелоков распорядился – все обратно. Следующим летом они это все вернули и до 1991 года молчали. Почему? [Оппонент Щелокова Юрий] Андропов (с 1967 по 1982 год глава КГБ СССР, с 1982 по 1984-й генсек ЦК КПСС. – Прим. ред.) тогда целенаправленно заметал все следы. В 1970 году уничтожили почти все останки Гитлера, в 1977 году снесли дом Ипатьева. Представьте, что было, если бы Андропов узнал об обнаружении останков царской семьи? Новую попытку предприняли только в 1991 году при поддержке [первого губернатора Свердловской области Эдуарда] Росселя, за две недели до ГКЧП. Если бы Россель тогда не поддержал Авдонина, никакого вскрытия бы не было. Все делали быстро и тайно. Одна из участниц тех раскопок, археолог Людмила Корякова (сейчас доктор исторических наук, сотрудник Института истории и археологии УрО РАН и УрФУ. – Прим. ред.) вспоминала, что ее чуть ли не ночью подняли и в пижаме отправили работать. Вот, кстати, смотрите (показывает еще одну фотографию раскопанного в 1991 году захоронения in situ), видите, полоска? Это телефонный кабель. За два года до этого его протянули между поселком Шувакиш и Семи ключами, фрезой копали траншею и отрезали Царю Николаю II руку. Вжик – и все.

Полностью Игорь Пушкарев