Что русскому староверу хорошо,то расеянину смерть.

Долгий путь на Родину из Южной Америки.

Русские староверы, вернувшиеся из Уругвая, нашли новый дом в дальней деревне Калужской области; между тем, число наших соотечественников, стремящихся вернуться на историческую родину, постоянно растет .

Число наших соотечественников, которые стремятся вернуться на историческую родину, постоянно растет. В прошлом году, по данным ФМС, в Россию переехали 32 000 человек. Среди них — Иосиф и Мария Мурачевы и двое их детей. Мы уже рассказывали о том, с какими трудностями пришлось столкнуться этой семье староверов из Латинской Америки, которые приняли участие в программе переселения соотечественников. Из-за чиновничьего равнодушия люди оказались в России без денег,без работы и без крыши над головой. Об истории русских латиноамериканцев, конец которой все-таки оказался счастливым, в репортаже Анастасии Мартыновой.

Село Огорь на самом краю Калужской области. Все работающее население отсюда давно уехало — на соседней Брянщине и земли плодороднее, и кредитоспособных предприятий больше. Новоселов из Уругвая это не смущает. Чтобы наладить хозяйство нужно время. Поверить, что ты на своем месте, и одного дня хватило.

Дом, без 5 минут, собственность, сарай для скота и необъятные просторы для посевов. Ощущение счастья от пребывания на Родине не спугнут даже назойливые комары.

Мария Саранов-Мурачева, хозяйка дома:
— Еще только 1,5 недели, как мы здесь, немного еще ознакомились. Наш обычай, что мы привыкли в деревне жить. И, кажется, что на Родину на настоящую еще только попали сейчас вот.

В русской печке подходят кокосовые плюшки, дочь строчит приданое. У староверов приняты ранние браки. Агапии уже 18. Но на традиции предков девушка смотрит по-современному, потому не спешит убирать косы.

Агапия Мурачева:
— Все удивляются здесь в России, что у меня такая здоровенна коса. Говорят: «Ты не стрижешь?» Нет. Если коса прямая, распущенная, то это девушка незамужняя.

Это в перспективе подсобное хозяйство, пока — вода из ручья и каша без масла. Год скитаний по Калужской области стали школой выживания. Приморских старообрядцев в Уругвай еще в почти 100 лет назад депортировал Красный крест. Там они жили коммуной, пахали землю и мечтали о возвращении. Госпрограмма «Содействие добровольному переселению соотечественников» дала такой шанс. Только по приезде выяснилось, что процедура получения российского гражданства затянется на год.

— Вот они, получили долгожданные. Все паспорта нашей семьи.

Получить заветный документ помогли неравнодушные люди. Правозащитник Татьяна Котляр в их числе.

Татьяна Котляр, правозащитник:
— Тем людям, которые являются репатриантами, то есть приезжают, возвращаются на Родину, в Россию из других стран, им нужно помогать и после получения российских паспортов. Потому что, когда всем на человека наплевать, то какая же это Родина получается.

Правительство Калужской области гордости за родную землю не скрывает — отрадно, что в регион стремятся репатрианты из Латинской Америки. Помогали, как могли.

Александр Барыбин, глава администрации городского поселения «Город Жиздра» (Калужская область):
— Земля, которая находится под домами, которая входит в межевые участки под дома. Они тоже приобретут это в собственность. Если понадобится еще больше земли, мы найдем возможность предоставить им. Пока в аренду, а дальше будем смотреть.

Иосиф несет первый посадочный материал.

— Картошка семенная. Будем садить сейчас картошку.

Хозяйка мешает угли в печке.

— Так-то в селе газ есть, только к нам еще на закрайке, сюда еще не провели.

Вечером вся семья в сборе.

Мария Саранов-Мурачева, хозяйка дома:
— Благодаря добрым людям смогли мы протеплиться этот год.
— Бросить все, уехать развернуться.
— Нет, такой идеи не было и не будет никогда. Много лет мечтали приехать в Россию, и из-за каких-то маленьких капризов, бросить и уехать, нет.

За событиями, происходящими в жизни новоиспеченных россиян, родственники Мурачевых следят из далекой Бразилии.

Иосиф Мурачев, хозяин дома:
— Там живут своими общинами, а русская кровь на Родину манит.

Старший Терентий уже пошел по стопам брата. Станет ли калужское село Огорь второй Родиной старообрядцев, покажет только время.

Анастасия Мартынова, Леонид Куликов, Алексей Сускин. «ТВ Центр». Калужская область

По материалам tvc.ru