В течении многих тысячелетий, конь помог создать особый тип, или архетип человека. А именно гордого и свободного воина, презирающего опасность и смерть, верного долгу и чести.
Езда на коне не терпит физической убогости, преодоление препятствий и преград, требует от всадника, силы и выносливости, ведь при верховой езде, задействуются практически все мышцы тела. Потому человеку изо дня в день полагающемуся на коня и доверяющему ему свою жизнь, а зачастую и состояние, приходится поневоле поддерживать себя в хорошей физической форме, заботиться о здоровье и долголетие.Потому конная культура формирует специфический культурный код, конные народы, это люди с «открытым сердцем», прямые, честные, не ведающие страха и четко осознающие конечность бытия. Конным народам не присущ культ «вечной земной жизни» или же поклонение «жизни любой ценой», даже сейчас каждый конник знает, что садясь в седло, он может распрощаться с жизнью, буквально в тот же момент.
Жизнь в седле, сопоставима с плаваньем в открытом море, всадник, гонящий свои стада по бескрайним просторам, подобно моряку постигает бескрайность пространства, и так же готов в любое время встретиться с неожиданной опасностью.
На Дону отношение к коню было особым. Это отношение впитало в себя почитание коня прежде всего евразийскими кочевниками. Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. Об умершем и сейчас на Дону говорят: «привязал коня», или «пошел бурных коней ловить». Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, от чего возникло большое количество примет и гаданий. По записям Х. И. Попова, в старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается на Дон, прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены.
Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Известные нам различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Уже в глубокой древности проводились и более сложные игры-соревнования, предшествующие современным конноспортивным соревнованиям. Сохранилось свидетельство Диона Кассия о том, что знатные иберы во главе с царем Фарасманом демонстрировали свое боевое искусство владеть конем на Марсовом поле в древнем Риме. В нартовском эпосе осетин также часто упоминаются скачки, на которых испытывалась резвость коней. Характер их был, разумеется, боевой, а о размахе можно судить по участию в них небожителей. Разнообразные виды конных игр и состязаний, то есть тех видов развлечений, в которых конь принимает непосредственное участие, у осетин, условно разбивают на скачки и джигитовку. Джигитовка есть разновидность скачки, во время которой наездник демонстрирует умение управлять конем, владеть своим телом и оружием. Все упражнения, среди которых преобладают силовые, производятся на лошади, скачущей широким галопом. Однако при всем единстве скачки и джигитовки, последняя по характеру своему имеет существенное отличие от скачек. Различие это проявляется в том, что джигитовка преимущественно устраивалась по случаю радостных событий семейного или общественного быта, а скачки, как правило, в цикле похоронно-поминальной обрядности.
Стати лошади: 1 — затылок; 2 — челка; 3 — подбородок; 4 — ганаш; 5 — яремный желоб; 6 — гребень шеи; 7 — шея; 8 — холка; 9 — лопатка; 10 — плечо; 11 — грудь; 12 — подплечье; 13 — локоть; 14 — запястье; 15 — пясть; 16 — путовый сустав; 17 — бабка; 18 — венчик; 19 — копыто; 20 — спина; 21 — поясница; 22 — круп; 23 — маклок; 24 — колено; 25 — голень; 26 — каштаны; 27 — скакательный сустав; 28 – плюсна.
Джигитовка
Джигитовка существовала еще давно, правда в те времена джигитовка не была развлечением, а способом ведения боя на лошади, которым владели и обучали казаки. Казак на лошади мог стать на нее в полный рост, что давало ему превосходства на другими всадниками. Так же они могу отстреливаться от врагов, при этом скатать на коне задом на перед или подобрать меч с земли на высоком галопе. При необходимости он мог спрыгнуть с лошади и тут же на нее заскочить, таким образом можно было удержать голову на плечах.
Казачья община проводила обучение своих людей для разных целей. В основную базу трюков входили: быстрые заскоки на лошадь, соскоки, перескоки, езда задом на перед и т.д.
Были даже очень интересные обманки, допустим как обрыв – “имитация смерти”. Вражеские войска всегда очень удивлялись, когда “мертвые” лошади вдруг вставали в нужный момент и начинали атаку. Такой эффект неожиданности являлся большим плюсом. Конь мог “упасть замертво” даже во время движения на галопе, чтобы все выглядело естественно.
С половины 19 века джигитовка стала использоваться в цирке, чтобы удивлять зрителей различными трюками и не проливать крови. Развитие военных тактик и технологий постепенно вытеснили джигитовку как военное ремесло, но оставили место как спорту. Конечно она не такая популярная как конкур, но очень интересный вид спорта. От всадника требуется выдержка, скорость, ловкость и сила, а иначе можно сильно пострадать.
Слова Наполеона Бонапарта о казаках:
« — надо отдать справедливость казакам, это они доставили успех России в этой кампании. Казаки — это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».
Соревнования на конях у казаков сводились к нескольким видам – борьба между седоками, скачки, джигитовка, стрельба на скаку в мишень, борьба с использованием плеток, когда всадники хлещут друг друга. Скачки выполняли важную ритуальную роль, так как на территории Области Войска Донского сформировался настоящий культ коня, связанный как с традициями древнерусских дружинников, так и с укладом степных кочевников. Интересно отметить, что в 1836 г. царское правительство распорядилось учредить конные скачки на Дону, с целью устройства войскового конезаводства. «Дабы донские лошади по своей легкости, силе и крепости во всех отношениях соответствовали бы потребностям казачьей службы и во время компаний способны были бы переносить необыкновенные труды, с сею службой сопряженные».
Военный совет отметил, что «для донских лошадей предназначено суровое степное воспитание, которое приучает их к нуждам и непогодам. Без сомнения требуется также, чтобы лошади Донские вместе с силою и крепостию, имели и достаточную быстроту, но в той только мере, в какой это возможно при их суровом воспитании. Сообращись с таковою целью, проект положения о скачках в Новочеркасске, Войсковой Совет нашел:
1. Что при учреждении скачки на обыкновенных основаниях, установленных для скаковых кровных лошадей, едва ли может быть подвергнуто испытанию главное достоинство донских лошадей, т.е. сила и крепость их.
2. Что выдержка лошадей перед скачкою, производство скачки жокеями или тренингрумами не согласуется ни с нравами и обычаями казаков, ни с предназначением донских лошадей.
Для сего учредить скачку с препятствиями, определив условия для получения войсковых призов, не скаковой круг, а местное пространство на котором находились бы овраги, барьеры и другие препятствия. В скачках на Войсковые призы должны участвовать одни войсковые жители, скакать же должны не жокеи, но казаки и при том в полном вооружении… Народно-казачьи скачки учреждаются для поддержания и поощрения в самих казаках врожденного духа наездничества и удальства, для скачек с препятствием необходимого.
Призы: 1500 руб серебром, от заводов (300 руб). Седло со всем прибором, окованное в 50 руб. и деньгами 100 руб. для второй – ружье в 30 руб. и деньги 70 руб. для третьей шашка в 50 руб. и на каждой из сих вещей надпись «Уряднику или казаку такому-то за удальство на войсковой скачке с препятствием». В 1851 г. дистанция скачек определялась от 8 до 16 верст, и призы войсковые представляли собой серебряный ковш, деньги в 450 руб. серебряный кубок и денег в 150 руб.
Воспитание коней у коннозаводчиков было особенное. Летом кони всегда были в степи, там они паслись и ночевали.
Зимой для них имелись помещения, но кормили их сеном, которое разбрасывали на чистом снегу. И их не поили; вместе с сеном они забирали снег; а в самом начале зимы, когда снег был не глубокий, им сена еще не давали, они, как говорят, «тебеневали», то есть, разрывая копытом снег, находили себе пропитание. И кони были, как дикие: их начинали учить четырехлетками только. Когда приезжала ремонтная комиссия для армии, то это было зрелище, когда арканом ловили этих коней и силой подводили к ветеринару и, после принятия, накладывали тавро. И таких-то вот коней раздавали казакам-новобранцам, и сколько нужно было иметь знания, терпения, ловкости и храбрости, чтобы приучить такую лошадь к строю. Результатом такого воспитания получались кони выносливые, не боявшиеся ни буранов, ни дождей.
Выездка коня у казаков начиналась с малолетства (…лет пять-шесть было, ухватишься за ногу, где за гриву, залезешь, слетишь на солому и опять карабкаешься…) и заканчивалась показом приобретенных навыков на празднике, смотре, войсковых или станичных скачках, которые все равно приурочивались к какому-либо праздничному событию. Демонстрация приобретенных достоинств происходила в обрядовой обстановке, когда конские ристания входили составляющей частью в ритуальный комплекс. Причем это регламентировалось как сословной субкультурой, так и этнической. Дети самостоятельно часто устраивали скачки, когда пасли лошадей в степи. «Там, в степи нас никто не видел, и мы устраивали между собой скачки. Чаще всего, когда гнали лошадей с пастбища».
Использование коня в обрядах информаторы отмечают на Масленицу и в весенние праздники, когда устраивались скачки, рубка лозы, джигитовка.
На свадьбах тройку лошадей, запряженных в тачанку жениха и невесты, разгоняли на костер, они должны были прыгнуть так, чтобы дружка остановил их у ворот «как вкопанных». На Масленицу, в ст. Мечетинской, жгли среди улиц «кучки» и молодые казаки прыгали через них верхом, под крики и смех казачек.
Борьба на лошадях была известна в ст. Мечетинской, схватывались в седлах, кто кого сбросит на землю, сбивали друг друга мешками. Борьба на конях часто встречается у тюркских народов. Интересны заметки донских этнографов о конных ристаньях в дни поминовения предков, что роднит их с древнейшими тризнами.
В. Сухоруков отмечал, что игры и увеселения Донцов немногочисленны, неразнообразны теперь, как в старину, но живо отражают в себе направление духа и образ их жизни; воинственное молодечество смешивается в них с пастушескою и сельскою простотой. Замечательнейшие из увеселений суть: скачки на мишень, стрельба из ружей и пистолетов, борьба мужчин, беганье в запуски и богатырские казачьи песни, хороводы и пляска девиц. Скачки на мишень бывают во всех станицах на масленицу, празднуемой казаками почти целую неделю. Приготовление к скачке делает особенную заботливость для молодежи; не досыпая ночей, они кормят и холят добрых коней своих, чистят сбрую и оружие, чтобы блеснуть перед станичниками удальством, показать исправность казацкую. На ровном месте ставят мишенью пучок камыша, а саженях в 200 от него назначают линию, от которой надлежит скакать. Всё общество, старики и дети, женщины и девицы, в нарядном платье, собравшись в стороне скачки, делают из себя как бы одно семейство: рассказы, шутки, смех одушевляют эту пеструю толпу. Между тем, наездники, один за другим, несутся стрелою на мишень и, доскакав, делают в неё выстрелы из ружей и пистолетов. Иной, притворяясь падающим со скачущей лошади, роняет впереди себя плеть, или шапку, или монету, подхватывает с земли и снова, бросив вперед, ловит на лету; другой, перекинув через седло стремена, стоя на лошади, несется на ней во весь опор и делает выстрел из ружья в мишень. В последний день масленицы делается скачка на большое протяжение, верст на 20, 30, 40, 50 и более, для испытания, кроме быстроты, ещё и силы лошадей здешней породы.
Навыки в обращении казаков с конем естественно использовались в боевых действиях. В русско-турецкую войну, проходя сквозь открытое место конные казаки устроили джигитовку, отчего турки не произвели не одного выстрела, хлопали в ладони и хвалили казаков. Из рапорта Орлова-Денисова можно видеть основные занятия конных казаков в полках. Так, он пишет: «После чего я делал смотр полкам, видел их пешее и конное построение по сотенно, расчет взводом, заезды из фронта по три, по взводно построение целого полка, построение колонны, лавы и, наконец, церемониальный марш, совершенный повзводно, полусотенно и сотенно, на полных дистанциях и в сомкнутой колоне» (ГАРО. Ф.344.Оп.1. Д.361).
http://pereklichka.livejournal.com/