85 лѣтъ назадъ 8/21 октября 1927 года митрополитъ Сергій (Страгородскій), являвшійся на тотъ моментъ формальнымъ главой высшаго церковнаго управленія Православной Россійской Церкви, издалъ свой знаменитый Указъ о поминовеніи совѣтскихъ властей за богослуженіями, послѣ чего пересталъ быть не только церковнымъ возглавителемъ и православнымъ митрополитомъ, но и невидимымъ дѣйствіемъ Духа Святаго вообще былъ отсѣченъ отъ Тѣла церковнаго, пополнивъ, такимъ образомъ, многочисленное сборище своихъ предшественниковъ — христопродавцевъ и богоотступниковъ, возглавляемыхъ Іудой Искариотскимъ.
Принципіально вопросъ о поминовеніи богоборческой большевицкой власти былъ рѣшенъ еще патріархомъ Тихономъ, который вышелъ изъ тюремнаго заключенія морально сломленнымъ человѣкомъ, потерявшимъ волюкъ сопротивленію антихристу и готовымъ на абсолютно любые компромиссы съ богоборческой властью, лишь бы только эта власть не вмѣшивалась во внутреннія дѣла Церкви. Однако при патръ. Тихонѣ это рѣшеніе фактически осталось лишь на бумагѣ, и его мало кто исполнялъ, а заграничные русскіе архіереи, образовавшіе РПЦЗ, и вовсе полностью его игнорировали, продолжая молиться о ниспроверженіи богохульной совѣтской власти. Самъ же патр. Тихонъ не подвергалъ нарушителей своего постановленія никакимъ наказаніямъ, то ли вслѣдствіе присущихъ ему малодушію и слабоволію, то ли по причинѣ боязни поставить себя подъ свою же собственную анаѳему 1918 года. Послѣ кончины патр. Тихона поминовеніе совѣтской власти повсемѣстно и полностью прекратилось.
Все измѣнилось, когда у руля церковнаго управленія оказался митр. Сергій (Страгородскій). Этотъ новоявленный Іуда въ отличіе отъ патръ. Тихона, колебавшагося между Христомъ и антихристомъ, открыто и твердо принялъ сторону послѣдняго, о чѣмъ и возвѣстилъ во всеуслышаніе въ своей Деклараціи отъ 16/29 іюля1927 года. Въ этой Деклараціи, какъ извѣстно, митр. Сергій пообѣщалъ большевикамъ свою преданность ихъполитикѣ доказать «не на словахъ, а на дѣлѣ». И въ качествѣ одного изъ первыхъ такихъ дѣлъ послѣдовалъупомянутый Указъ о поминовеніи за богослуженіями. Вотъ подлинникъ этого документа.
Отпечатанъ сей Указъ былъ въ количествѣ 20 тыс. экземпляровъ, т.е. въ числѣ достаточнымъ для того, чтобы обезпечить имъ всѣ приходы. Постарались, какъ говорится, на славу.
За кого именно, за какую конкретно власть предписалъ митръ. Сергій молится своимъ послѣдователямъ —сергіанамъ, наглядно иллюстрируетъ Посланіе Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ, выпущенное въ свѣтъ въ то же самое время, что и сергіанскій Указъ № 549.
Окружное посланіе Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ
къ печальному десятилѣтію захвата власти большевиками въ Россіи.
Прошло 10 лѣтъ, какъ большевики захватили власть надъ Россіей. 10-ю годовщину своего владычества въ Россіи справляетъ нынѣ безбожный и кровавый интернаціоналъ.
Сердце сжимается отъ боли, сердечная туга овладѣваетъ нами, когда мысленно окидываешь эти прошедшія10 лѣтъ.
Сколько умученныхъ, казненныхъ и разстрѣлянныхъ іерарховъ, священнослужителей, монаховъ, монахинь и вѣрныхъ мірянъ за это время.
Сколько разграбленныхъ, разоренныхъ и разрушенныхъ храмовъ Божіихъ и монастырей. Какія только поруганія и кощунства не творила за это время совѣтская власть. А развращенныя ею дѣтскія души,уничтоженныя семьи, обездоленные родители, дѣти и старцы. Разоренные города, уничтоженныя села,снесенныя кладбища. А груды и груды труповъ замученныхъ и убитыхъ, умершихъ отъ голода, холода и разныхъ эпидемій вѣрныхъ сыновъ Россіи.
Можно ли перечесть всё то зло, что сдѣлала совѣтская власть за время своего 10-ти лѣтняго господства надъ Русской землей?
И если святѣйшій Патріархъ Тихонъ, анаөематствовавший большевиковъ въ 1918 году, уже тогда въ грамотѣ свое назвалъ дѣло большевиковъ — дѣломъ сатанинскимъ, и это 19 января 1918 года — всего только на 3-ѣмъ мѣсяцѣ ихъ владычества, то что можно сказать о нихъ теперь, подводя мрачные итоги ихъдесятилѣтняго вандализма въ Россіи?
«Цѣлый годъ держите вы въ рукахъ своихъ государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революціи, но рѣками пролитая кровь братьевъ нашихъ, безжалостно убитыхъ по вашему призыву, вопіетъ къ небу и вынуждаетъ Насъ сказать вамъ горькое слово правды… вы дали народу камень вмѣсто хлѣба и змѣю вмѣсто рыбы … Отечество вы подмѣнили бездушнымъ интернаціоналомъ … великая наша родина завоевана, умалена, расчленена … Вы раздѣлили весь народъ на враждующіе между собой станы и ввергли его въ небывалое по жестокости братоубійство. Любовь Христову вы открыто замѣнили ненавистью и вмѣсто мира искусственно разожгли классовую вражду … Никто не чувствуетъ себя въ безопасности, всѣ живутъподъ постояннымъ страхомъ обыска, грабежа, выселенія, ареста, разстрѣла. Хватаютъ сотнями беззащитныхъ, гноятъ цѣлыми мѣсяцами въ тюрьмахъ, казнятъ смертью часто безъ всякаго слѣдствіяи суда … Казнятъ епископовъ, священниковъ, монаховъ и монахинь, ни въ чемъ не повинныхъ, а просто по огульному обвиненію въ какой-то расплывчатой и неопредѣленной«контрреволюціонности»… Всѣ проявленія какъ истинной гражданской, такъ и высшей духовной свободы человѣчества подавлены вами безпощадно … Это ли свобода, когда никто не можетъ высказать открыто свое мнѣніе безъ опасенія попасть подъ обвиненіе въ контрреволюціи? Гдѣ свобода слова и печати? Гдѣ свобода церковной проповѣди? Уже заплатили своею кровью мученичества многіе смѣлые церковные проповѣдники; голосъ общественнаго и государственнаго обсужденія и обличенія заглушенъ, печать, кромѣ узкобольшевистской, задушена совершенно … Не проходитъ дня, чтобы въ органахъ вашей печати не помѣщались самыя чудовищныя клеветы па Церковь Христову иея служителей, злобныя богохульства и кощунства. Вы глумитесь надъ служителями алтаря … Вы наложили свою руку на церковное достояніе … Вы закрыли рядъ монастырей и церквей … Вы заградили доступъ въ Московскій Кремль — это священное достояніе всего вѣрующаго народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины — прихода, уничтожаете братства и другія церковно-благотворительныя и просвѣтительныя учрежденія, разгоняете церковныя епархіальныя собранія, вмѣшиваетесь во внутреннее управленіе Православной Церкви. Выбрасывая изъ школъ священныя изображенія и запрещая учить въ школахъ дѣтей вѣрѣ, вы лишаете ихъ необходимой для Православнаго воспитанія духовной пищи… Да, мы переживаемъ ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится изъ души народной, омрачивъ въ ней образъ Божій и запечатлѣвъ въ ней образъ Звѣря. Сбываются слова пророка: «Ноги ихъ бѣгутъ ко злу, и они спѣшатъ на пролитіеневинной крови, мысли ихъ — мысли нечистыя, опустошеніе и гибель въ стезяхъ ихъ» (Ис. 59:7) … Не наше дѣло судить о земной власти; всякая власть, отъ Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословеніе, если бы она воистину явилась «Божіимъ слугой», на благо подчиненнымъ и была «страшна не для добрыхъ дѣлъ, а для злыхъ» (Рим. 13:3).
Такъ взывалъ нашъ патріархъ Тихонъ къ совѣтской власти въ 1-ю годовщину ихъ владычества.
Что же скажемъ мы теперь? Развѣ что измѣнилось послѣ этого? Развѣ не въ тѣхъ же тискахъ пребываетъ русскій народъ, Русская Церковь?
Еще недавно призывалъ насъ замѣститель Патріаршаго Мѣстоблюстителя митрополитъ Сергій къ лояльности совѣтской власти. Мы дали на этотъ отвѣтъ по нашей архіерейской совѣсти. Мы отвергли это требованіе безъ малѣйшаго колебанія. И развѣ могли поступить иначе? Развѣ можно наложить на себя печать молчанія, когда Церковь наша гонима, вѣра поругана, іерархія преслѣдуема, Родина попираема, русскій народъ умерщвляется, остатокъ развращается? И можемъ ли мы, пастыри и архипастыри, умолчать о семъ, не вопить денно и нощно? Насъ обвиняютъ враги въ политиканствѣ, во внесеніи въ Церковь политики. Но развѣ это политика? Развѣ слово, обращенное Патріархомъ Тихономъ въ 1-ю годовщину большевистскаго владычества късовѣтской власти — политика, а не долгъ архипастыря, защитника и печальника за свой народъ? Не вопль святителя, носящаго народъ свой въ сердцѣ своемъ? Такимъ пастырскимъ и архипастырскимъ дѣланіемъ Преподобнаго Сергія Радонежскаго, Митрополитовъ Петра, Алексія, Іоны и Филиппа, Патріарха Гермогена и прочихъ нашихъ древнихъ духовныхъ вождей вырастала Святая Русь, укрѣплялась вѣра православная, утверждалась Церковь Божія.
И въ эту тяжелую годовщину нашей печали, подражая имъ, вознесемъ глубокій вопль къ Престолу Всевышняго, да призритъ Она на насъ, на наше Отечество и избавитъ его отъ ига тяжкаго, обновитъ Церковь нашу и утвердить ее.
Молитвенно помянемъ всѣхъ въ крамолѣ убіенныхъ и на полѣ брани животъ свой положившихъ и въ морѣ потопшихъ за Вѣру, Царя и Отечество.
Послѣднее слово мое естественно обращено къ вамъ, въ разсѣяніи сущіе христолюбивые воины наши, соратники которыхъ усѣяли костьми своими и пропитали кровью своею русскую землю въ борьбѣ за нее и за вѣру.
Духа своего не угашайте. Не унывайте, не падайте духомъ изъ-за постигшихъ Васъ за это время неудачъ.Придетъ время, и Богъ дастъ, оно близко, когда позоветъ васъ Русская Земля, и вы станете на защиту ея, наукрѣпленіе мира и порядка въ ней.
Къ этому готовьтесь.
Это вашъ долгъ. Вашъ удѣлъ.
Октябрь 1927 г.
Сремскiя Карловцы
Митрополитъ Антоній.
«Сила и Слава».
(Сокр.)