ОПУБЛИКОВАНО В НОМЕРЕ ЖУРНАЛА «ГОЛОС ЭПОХИ»
Справка: Мелихов Владимир Петрович, родился 25 июля 1956 года в г. Шахты Ростовской области, где, пройдя обучения в школе и поступив в ШФНПИ и окончив его, был направлен по распределению в г. Подольск на цементный завод. На заводе начал трудовую деятельность с машиниста цементных мельниц, далее механиком производства, затем — начальником производства и далее — главным инженером завода. В 1986 году был назначен директором завода. В 1990 году окончил Академию Народного Хозяйства при Совмине СССР. В 1991 году после допущенных государством махинаций с акциями завода, основными акционерами стали люди, не желающие проведения той социальной политики, которая велась на заводе. Учитывая невозможность дальнейшего нахождения на посту директора, в 1992 году Мелихов был вынужден покинуть его. Еще будучи директором, он стал вести активную благотворительную деятельность: принимал на устройство, обеспечивая работой и жильем, целые группы русских беженцев из стран т.н. «ближнего зарубежья», основал для этого коттеджный поселок («Станица Мелихова»), лицей, казачью школу верховой езды, построил храм (РПЦЗ). Еще более активно эта деятельность развернулась с основанием собственной фирмы, которая в частности, построила торговый комплекс в Подольске — на эти доходы Мелихов создал второй храм (св. Царственных Мучеников, долгие годы служивший подворьем РПЦЗ в России) и содержал всю его приходскую деятельность, издавал книги по истории казачества, устраивал юношеские лагеря «Витязей». Также усилиями Мелихова создан единственный в России мемориальный комплекс и музей, посвящённый Белому Движению[1].
— 20 апреля сего годы вы объявили о создании новой политической партии. Расскажите, пожалуйста, о её ключевых задачах, идейных основах, текущей работе и ожидаемых перспективах.
Если все части данного вопроса свести в единый вопрос: зачем нами создается новая политическая партия, и чем она существенно будет отличаться от других – уже существующих либо только организуемых, то ответить на него можно будет следующим образом.
Во-первых, на сегодняшний день практически все политические партии в основу своей политической деятельности вкладывают ту или иную идеологию, за которую и предлагают бороться тем, кто в эту партию будет входить. А сама их борьба ставит целью выборы своих кандидатов в депутаты Госдумы и, как итог, — в Президенты РФ. Ну и конечно же, через создаваемую политическую силу — понуждение Главы государства к предоставлению членам этой политической силы министерских и административно-чиновничьих портфелей. При этом по умолчанию считается, что только представители этих политически сил и являются и самыми умными и самыми профессионально-подготовленными.
В борьбе за эти цели партийные лидеры вынуждены дробить народ на разномастные группы, в задачи которых вменяется междоусобное противоборство за лидерство той или иной партии.
Естественным и единственным результатом этой борьбы является разобщенность общества с победой тех, кто вовремя оказался в нужном месте — ближе всех к существующей власти, как уже сорганизованной и структурированной силы, исходя из существующей и выстроенной административной системы и ресурса, который ей принадлежит.
Мы создаем не такую партию. Исходя их первоначального понимания термина «политики» – как искусства управления государством, мы ставим перед собой задачу не идеологическую, а сугубо прагматичную: найти людей, обладающих таким искусством и с помощью нашей политической силы помочь им придти во власть. Найти людей ответственных, отдающих себе отчет в том, что власть – это Божье тягло, а не способ личного обогащения; ясно понимающих, что власть – это не подарок за заслуги — а честь и доверие, оказанные народом в предоставлении ему власти. Причем – власти не над собой (народом), а для ее реализации и творческого воплощения её в дела, на благо тех, кто эту власть ему вручил.
Что есть ответственность? Самым простым, но довольно ясным представлением об этом может послужить образ стула на трех ножках (самая устойчивая система), где само сиденье стула и есть ответственность, а три его ножки представляют из себя:
1) мораль (нравственный облик);
2) профессионализм (в той области, где он ответственно руководит);
3) полномочия (выданные ему в полном объеме для осуществления своей деятельности).
Уберите одну из любых этих «ножек» – стул моментально упадет (рухнет и его «сиденье» – ответственность).
Если одна из «ножек» трухлявая и не достаточно крепкая – нагрузка на другие усиливается — и рано или поздно «ответственность» всё равно рухнет вместе со всей конструкцией.
Важно именно это триединство, тогда и будет человек, обличенный властью ответственен, а значит, его работа и, главное, результат работы – эффективен.
Предположим, в политическом движении, ставящем во главу угла только идеологические качества лидера, соответствующие понятию морали. И он – на все 100 процентов им соответствует.
Но будет ли он ответственен, не имея профессионализма в той области, где станет руководить? – нет, не будет – «стул» будет перекошен. Или другие политические силы, упирающие на профессионализм команды – могул ли быть ответственны их представители, если их моральные принципы далеки от христианского мировоззрения? – тоже нет, тот же стул также будет лежать на боку.
И наконец, политическая сила, стремящаяся все держать под своим контролем – даже имеющая нравственно-здоровый кадр с высокой степенью его профессионализма, но не дающая ему полной самостоятельности в действиях, ограничивающая его поступки идеологической составляющей своей партии, т.е. урезая его полномочия – будет ли она ответственна? Очевидно, что – нет: «стул» абсолютно непрочен.
Вы спросите: а есть ли опыт подобной гармонии в политической культуре России, когда подобная культура способствовала народу выбирать лучшего из равных, обладающего высокой моралью, необходимым профессионализмом и которому он, народ, не опасаясь, что выданные ему полномочия перерастут в неограниченную ничем и никем тиранию, предоставлял бы их в полном объеме?
Этот опыт есть, и он успешно себя проявил в самые тяжелые для России времена – периода крушения Российской Империи, захвата Российского престола февралистами, октябрьского переворота и последующей за этим гражданской войны.
Это – опыт политической культуры казаков, заключающийся в умении организовывать свою собственную жизнь на принципах казачьего народоправия, когда из своей среды выбирая лучшего среди равных, они не делились на группки и кучки приверженцев тех или иных политических идеологий, а множественности существующих в этот период политических партий смогли противопоставить свои национальные интересы, защищавшие нравственные основы их жительства.
Именно эта политическая культура и является основой нашей партии, которая предусматривает отыскание таких людей и предоставление им власти.
К сожалению, после советской перековки души, сознания, морали и исходящих из этого поступков и мотиваций — людей, способных ответственно управлять государством, отдельными его институтами, как и экономикой, поверьте, крайне мало. Они мельчайшими крупицами разбросаны по всей стране. Соблазн личной наживы так велик, что порой перевешивает все, ранее имевшиеся принципы – сразу же, как только человек входит во власть.
Наша задача, еще раз повторюсь, — эти крупицы собрать, опереться в этом собирании на государственный склад ума той части общества, которая еще осознает: что не лозунги, какие бы они привлекательные не были; не зажигательные речи, как бы громогласно они не звучали и сладостно не воспринимались; не всеобъемлющие программы, включающие обещания, неисполняемые десятилетиями, и ничто из всего этого – не изменит их жизнь. Их жизнь могут изменить только конкретные люди, ответственные по тем критериям, о которых я уже говорил выше.
И наша первая задача состоит в ведении во власть таких людей, в первую очередь на казачьих землях – в Ростовской, Воронежской, Волгоградской областях, Краснодарском и Ставропольском Краях. А цементирующей основой данного политического движения и явятся потомки казаков, которые, не смотря на ту же мясорубку «осоветчивания» сознания, через которую прошли и все остальные, свою политическую культуру и относительное единство еще сохранили, пусть даже как отголоски генетической памяти.
— Недавно вы совершили поездку на Хопёр, где местное казачество борется с экологически опасным проектом разработки никеля вблизи Хопёрского заповедника. Что это за проект, и каково настроение казаков?
Настроения казаков такие же, как у большинства проживающих в данном регионе, — возмущенные и крайне отрицательные. Ясно понимая, что уничтожение Хопра приведёт и к сильнейшему загрязнению Дона, данной проблемой озаботились и все казаки, живущие по-соседству — в Воронежской, Волгоградской и Ростовской областях, решив собрать общий сход и, отметая все существующие на данный момент разногласия, объединиться вместе в борьбе за сохранение экологической безопасности Родного Края. И следуя традициям казачьего братства, в этой борьбе готовы принять участие казаки и других регионов, т.к. такой же «рачительный хозяин» в лице государственного чиновничества сросшегося с капиталом, завтра вполне может прийти и на их территории.
— Практика показывает, что только общими усилиями люди на местах могут успешно противостоять произволу власти, отстаивать свои права и просто-напросто налаживать жизнь. Многие общественные деятели сегодня выдвигают вперёд идею местного самоуправления, самоорганизации на низовом уровне. По-вашему, в чём должен заключаться этот процесс, и имеет ли он место на Дону, в других регионах, вам известных?
Идеи того или иного метода управления, безусловно, играют очень большую роль. Большую, но не основную. Основной проблемой, как я уже говорил, отвечая Вам на первый вопрос, являются люди, способные нравственно осознать свою ответственность во власти, профессионально исполнять свою работу, имея на то необходимые полномочия. А для этого необходимо общество, которое подобное осознает и выдвигает их во власть. Какой толк от местного самоуправления, если ограничить его полномочия сбором бюджетных средств, большая доля которых уходит в федеральный бюджет? Не имея полноты финансовых полномочий, они так и будут постоянно клянчить у вышестоящего начальства, прогибаясь под его требования и условия.
Либо общество «низового уровня», как Вы его назвали, будет верить словоблудию проходимцев и, не имея государственного ума, способного распознать в этом словоблуде проходимца, выберут его руководителем – и что получиться?
Вы обратите внимание на те реформы, что у нас проводятся — в ЖКХ, в образовании, в дорожном строительстве, наконец, просто в деятельности администраций – местной, районной, областной и т.п. — ведь все абсолютно реформы преподносятся нам как действия, улучшающие положение народа. А на деле – все наоборот. Дореформировались до того, что уже к главе города на прием можно попасть только через полгода по предварительной записи; да и то — не факт, что он соблаговолит принять.
Так что повторюсь, форма, конечно, имеет существенное значение, но содержание – куда важней. А содержание любой формы управления – есть конкретные люди и тот принцип, по которому их отбирают. Сегодня – это принцип личной преданности, кумовства, родственных связей, ничего не имеющий общего с теми качествами, которые, как я выше говорил, и составляют в совокупности ответственность.
— Как вы оцениваете положение современного русского движения в целом? В чём причина его раздробленности?
Второй частью вопроса Вы сами ответили на первый. Современное русское движение раздроблено и растаскано по углам идеологических пристрастий. Причина этой раздробленности, на мой субъективный взгляд, в слабости и безволии. От всех лидеров этих движений мы постоянно слышим одно и тоже — перечень врагов, которые нам мешают жить: от жидомасонов до Конгресса США. Надо не говорить о том, кто нам мешает жить; надо жить, отстаивая свое достоинство, честь, свободу и право быть хозяевами на своей земле. Если это право попрано и отобрано – его нужно заново добиться, соединяя все силы в единое целое. Но драгоценные силы уходят на борьбу меж собой в определении того, кто для нас главный враг: папа римский, мировая закулиса и еще с десятка два вражин в разных обличиях. Даже если они есть – то от наших разговоров о них они ни исчезнут и «вражьи» планы не изменят.
Поэтому политическую и общественную энергию русских сил необходимо направлять на позитивное творческое выстраивание своей жизни, выдавливая из нее мерзавцев и проходимцев.
— Как вы оцениваете нынешнее положение России, в частности, её духовное состояние?
Любая оценка – это сравнение оцениваемого с подобным. И очень сложно поставить оценку сегодняшнему положению России. Что взять ориентиром? — каждый из нас, лично, может это сравнение соотносить только с советским периодом нашей жизни. А объективно изучая историю нашего Отечества начала ХХ века, а также те предания, которые нам остались от наших дедов и бабушек, поживших в то время, можно также с большой степенью правды произвести сравнение и с тем периодом.
У нас в музее размещен стенд, на котором расположены расчетные книжки рабочих и служащих на 1912 – 1914 гг., рядом висят таблицы того же времени с ценами на продукты питания и товары. В соответствии с данными этих документов, мы сделали сводную таблицу перечня продуктов и товаров, исходя из того, что мог купить рабочий на свою зарплату в 1912 году. И потом этот перечень умножили на цены сегодняшнего дня. Получилось следующее: чтобы он смог купить все то, что ему удавалось приобрести в 1912 году, сегодня он должен бы получать 47 тыс. руб.; врач – 112 тыс. руб., а учитель – 108 тыс. руб.
За весь период советской власти и постсоветский период – ни рабочий, ни служащий, ни врач, ни учитель – так и не достигли уровня жизни на 1912 год! Это факт.
Но это не главное. Человека унижает не величина материального достатка или его отсутствие, хотя это и очень важно. Человек не может жить в нищете, затрачивая весь свой ресурс на поиски пути – как выжить ему и его семье. И все-таки более унизительно для собственного достоинства, совести и души – неравенство, подавляющее твою личность. Неравенство в правах, представляемых возможностях, свободе высказывать свою позицию и т.п. Это неравенство и вызывает агрессию у одних и уныние у других, а в совокупности создает общество несчастных людей, уставших жить, либо не видящих в этой жизни ничего хорошего.
Вот, если сравнить жизнь в советском строе 70-80-ых годов и сегодня, — то, на мой взгляд, она, при всем своем тогдашнем убожестве и исковерканности, была более счастливой, нежели сейчас. Этому есть объяснение. Существовавшие нормы поведения были абсолютно понятны и общеизвестны: советский строй самый лучший; его критика – недопустима и карается законом. Здесь все было ясно и предельно понятно: кто с этим был согласен – тот жил, искренне веря в ложные идеалы, считая их правильными. Кто был не согласен, изначально стоял перед выбором: смириться с этими утверждениями и приспособиться к ним; либо им противостоять, обрекая себя на преследование и травлю. Но выбор – был. И по своей совести либо по убеждениям человек имел возможность его сделать, четко осознавая, что его ждёт завтра. Та самая пресловутая «уверенность в завтрашнем дне».
Сегодня ситуация коренным образом отличается от той ясности, чтобы при Советах. Законодательно декларируется свобода совести, свобода мысли, права, которыми якобы обладает каждый гражданин страны. И человек пользуется ими (правда, в ограниченном виде) до тех пор, пока он не становится опасным для самой системы, либо конкретно для какого-то чинуши, либо вообще – его мысли не понравились той или иной структуре государственного института власти: полиции, прокуратуре, ФСБ. И тут же декларируемое и гарантируемое конституцией и властью право — игнорируется и начинается травля, судебное преследование, прокурорские проверки, заказные дела и т.п. Это лицемерие, перетекающее в любой момент в произвол, — страшнее самой омерзительной диктатуры. Вот сейчас спорят о том, нужна ли цензура или нет. Так она уже давно есть. Попробуйте сделать, сказать, написать то, что сегодняшняя система не приемлет – тут же тебя обвинят в экстремизме, разжигании национальной, социальной и прочей вражды. Найдутся эксперты, которые это докажут — и ты уже за решеткой. Двуличие всегда гаже четко выраженной агрессии. К агрессии можно подготовиться – двуличие непредсказуемо: ты не знаешь, откуда и когда ждать удара. И то шестилетнее уголовное и административное преследование меня; и мое хождение по судам – тому подтверждение: 8 месяцев следственного изолятора и последовавшие за моим освобождением десятки административных дел – все это началось с того момента, когда мы установили Мемориал «Донские казаки в борьбе с большевиками».
Но Бог бы с ним, если этим двуличием страдала бы только так называемая властная элита. Её заболевание гораздо страшнее – она заразна и инфицирует своей подлостью всех тех, кого использует в своих целях. Так, сверху дается команда начальнику УВД, тот – следователю: найти все, что можно, чтобы человека привлечь к уголовной ответственности. Любого неугодного по какой-либо из причин. И я еще не знаю ни одного случая, когда от выполнения такого приказа кто-либо отказался.
А вот людей, негодующих, но все равно исполняющих такие приказы – знаю лично. Они еще не потеряли свою совесть окончательно, но уже и не способны ее сохранить, становясь обычными трусами, боящимися потерять работу. Но эта трусость, в конце концов, убьет и остатки их совести, сделав их абсолютно бессовестными людьми.
И так, в каждой ячейке государственных институтов, – неправомерный приказ, просьба или указание уничтожают у исполнителей подобного душу, превращая человека, должного стоять на страже интересов общества и государства, в бездушную пешку кланового сообщества «братвы», присвоивших себе право говорить от имени народа.
Поэтому нравственное состояние России на фоне безнравственного поведения существующей власти, на мой взгляд, катастрофическое. Уже сегодня эта власть, как пылесос, вытягивает из общества самое негодное, но преданное ей сообщество индивидуумов, которое в свою очередь заражает своею беспринципностью и безответственностью всех остальных.
— Будущее России, во многом, зависит от молодого поколения. Между тем, по оценке многих, молодёжь, по большей части, лишена исторической памяти, корневой связи с исторической Россией. Справедлива ли эта оценка, на ваш взгляд? И как преломить эту негативную тенденцию, вернуть молодёжь в лоно русской, православной культуры, традиции?
Чтобы говорить о молодежи и о том, как вернуть ее в лоно русской православной культуры и традиций, вначале нужно говорить об учителях. И под «учителями» здесь я подразумеваю не столько буквально учителей школ, — сколько родителей, наставников, — тех, с кем эта молодежь общается – т.е. среду, в которой она пребывает.
Так вот, у нас молодежь такая, какая среда, какие родители и все, кто их окружает. Каков поп – такой приход, так у нас говорят. Молодежь не изменится, если не изменятся их учителя, если не изменятся те приоритеты, с которых молодежь берет пример, если не изменятся те образцы, которые берутся для подражания и следованию им.
В Москве я недавно побывал в гостях у одного человека, живущего на ул. Тухачевского. В комнату, где мы сидели, зашел его сын, я спросил его, что он знает о человеке, именем которого названа улица. Он ответил, что это был красный командир, боровшийся с Антантой (!?) и интервенцией в гражданскую. Был неправильно расстрелян и потом его реабилитировали. О том, что в гражданской Антанта не участвовала, а зарубежная интервенция так и не была осуществлена, и о том, что Тухачевский сражался с Русской Армией Врангеля, а потом морил газом тамбовских крестьян – он ничего не знал.
На мой вопрос, откуда у него эти знания, — он пояснил, что так говорили в школе и так он слышал, что кто-то из старших рассказывал о Тухачевском.
Повсеместно стоящие памятники Ленину и прочим упырям, уничтожившим Россию – это не просто какие-то «скульптуры, которые отражают прошедшую эпоху» – это символы, формирующие сознание и последующее поведение. И пока власть, как один из учителей молодежи, не поймет, что эти символы губительны для души человеческой – ничего в ситуации с молодежью не изменится. Вернее – станет еще хуже.
— Вы вносите большой вклад в восстановление и сбережение исторической памяти. Вами созданы два музея в Подольске и станице Еланской. Расскажите, пожалуйста, о них. Когда возникла идея создания подобного мемориала? Что представляет он из себя на сегодняшний день? Как собирается музейная коллекция? Работы каких современных художников представлены в нём?
Это не идея – это часть моей жизни, органически вплетенная во все те дела, которые мне в жизни приходится делать. Вот только что мы говорили о молодежи, о тех идеалах, которым они должны подражать. И тех вопросах государственной жизни, в которых они должны, на основе этих идеалов, разбираться. В музеях представлены не столько экспонаты и даже не столько история России с постигшими ее бедами периода от 1905 года и до настоящего момента. В них отражен облик людей, сделавших Россию одной из самых благополучных стран на 1914 год; и показано гнилое нутро и деяния тех, кто это благополучие втоптал в грязь, теша собственные амбиции, вожделения и устремленность выстроить свою утопическую и маразматическую модель построения общества, замешанного на ненависти и вражде. Это – рассказ о тех, кто противостоял Злу; как и повествование о том, что из себя представлял насильственно утвержденный строй разрушителей некогда могучей Державы: в чем суть коммунизма и его несбыточных утопий; как русские люди, сохранившиеся за рубежом, сохраняли русский мир на протяжении всей своей жизни и почему этот мир мы не можем воссоздать сегодня у себя на Родине. И главное – что нужно делать, чтобы не остаться самим лишь историей, а, сохранив страну и народ в ней, стать достойными своих предков и передать потомкам не колониальную державу, а национальную Великую Россию.
В основном все экспозиции музеев — и в Подольске и в Еланской – состоят из документов и предметов, иллюстрирующих фактический срез тех эпох, которые представлены в музеях: в Подольске – с 1905 года по сегодняшний день; в ст. Еланской (т.к. здесь в большей степени экспозиция посвящена казачеству) – с момента заселения казаками Дона до настоящего времени. Сочетание документов и предметов, свойственных той или иной эпохе помогает более полно и правдиво осмыслить каждую из них в своем развитии и в понимании тех результатов, к которым это развитие привело.
Сама музейная коллекция собиралась на удивление просто. Начав с малого, — того, что было мне доступно по личным средствам, — в последующем она приобретала все больший размах. Люди, узнававшие о музее и его целях, присылали документы, материалы и экспонаты со всего света. Поэтому экспозиция по Русскому Зарубежью, я думаю, у нас самая полная по сравнению с другими музеями.
Кроме этого, в залах размещено довольно много тематических картин, отражающих тематику конкретных экспозиций. Но особого внимания заслуживает, конечно, же наша портретная галерея Русской Доблести и Чести – где размещены портреты выдающихся деятелей антибольшевистского сопротивления с 1917 года. Именно они, их жизненный путь, их нравственный облик и совершенный подвиг являются лучшими учителями и наставниками и для молодежи и для всего общества в целом. Эти работы были написаны такими известными в России и за рубежом художниками, как А. Шурыгин, Г. Недовизий, А. Щебуняев и др.
— Важную часть мемориала составляют скульптурные композиции, среди которых особенно выделяется памятник Матери-казачки. Кто автор (авторы) этих выдающихся работ? Если можно, несколько слов о них.
Эскизы всех скульптурных композиций, представленных на Мемориале, делал я сам, а облик скульптурной композиции Матери-казачки рисовал, еще находясь в 8-месячном заключении в тюрьме по надуманному уголовному делу, по которому впоследствии меня оправдали. А вот их воплощение в металле и камне – заслуга замечательного скульптора – Константина Родиславовича Чернявского. Константин Родиславович — родом из донских казаков. Родился в Ростове-на-Дону. Член Московского Союза художников. Основная тема творчества – казачество в истории и фольклоре. Участник многочисленных областных, московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Работает в жанрах миниатюрной, станковой, монументальной скульптуры. Герои его произведений – герои древнерусского эпоса, русской истории, казаки и казачки, подвижники веры православной.
— Каковы ваши дальнейшие планы по мемориальной работе? Насколько я знаю, одним из её пунктов, стал дом Врангеля в Ростове?
К большому сожалению, все свои планы я вынужден соотносить с имеющимися у меня возможностям. Ведь все построенное и собранное осуществлялось только на те средства, которые мне лично удавалось зарабатывать. Ранее, когда все только строилось – было проще. Задумал построить Мемориал – скопил деньги, оплатил скульптуру, оплатил отливку — установили памятник Атаману и героям Дона; заказали и установили поминальные Кресты на Мемориале. Далее – опять коплю средства. Собрал — и отлил композицию, посвященную казачатам-чернецовцам. Опять перерыв — на время накопления средств. Собрал – установил памятник Матери-казачке. Так же и с музеями до момента их пуска. Это были разовые затраты, которые были растянуты во времени и объекты начинали создаваться только тогда, когда накопленных средств было достаточно. Но после открытия музеев появились постоянные ежемесячные затраты – на зарплаты сотрудникам, содержание, оплату коммунальных услуг и т.п. Все эти расходы съедают практически все средства, которые я могу взять из прибыли предприятия, которое должно работать и где есть свой коллектив, который должен получать достойную зарплату. Так что о планах будущего говорить сложно. Но Вы правы, мы хотели все-таки суметь восстановить дом в Ростове-на-Дону, в котором проживала семья Врангеля. Его сегодняшний вид, конечно, удручает и если в ближайшие год-два его не отреставрировать, он просто исчезнет с лица города.
Однако, получить возможность приобрести его – мы не нашли. Наши единомышленники в Ростове занимаются этим, но, к сожалению, пока безрезультатно. Надеемся, что, все-таки, нам удастся решить вопрос его покупки и дальнейшей реставрации, а там – как Господь управит.
— Связан ли ваш столь глубокий интерес к истории казачества с вашей собственной семейной историей, с судьбами предков?
Когда я впервые при открытии музея повел экскурсии приехавших на открытие гостей, то, рассказывая о той или иной эпохе, я мысленно был с теми, кто вложили в мое сердце любовь к своему Отечеству и своему народу и кого сейчас уже нет рядом: моих дедули с бабушкой, отца и мамы, многочисленной родни, разбросанной по всем весям. Каждый из них вложил в меня крупицу тех знаний, которые впоследствии и сформировали мое сознание. Конечно же, судьба моих родных – это и есть судьба истории казачества и России. Они так же сражались на фронтах 1-й мировой, где многие полегли; сражались за Дон против большевизма; подверглись расказачиванию; бежали в Шахты. Голодовали, теряли близких, по наветам оказывались в лагерях, откуда приходили инвалидами. Все это было частью истории, трагедий, семейного счастья всей той среды, в которой я вырос и в которой я понял, что правда всегда должна побеждать кривду. И этому принципу я стараюсь следовать во всей своей жизни.
— Кроме музея вы также известны, как восстановитель и строитель храмов РПЦЗ. Насколько мне известно, вас принимал у себя первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий (Устинов). Расскажите, пожалуйста, о Владыке, с вашем общении с ним.
Строительством Церкви в честь Донской Иконы Божьей Матери, а затем – первого в России Храма Царственных мучеников, я занялся, действительно, под влиянием первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия еще в конце 80-х-начале 90-х годов. Это было удивительное время, полное надежд, что вот, наступает время осознания допущенных народом ошибок и выстраивание свободного ото всех изъянов общества, где творческая энергия каждого сможет быть реализована.
Но уже тогда, только начав строительство Церкви в честь Донской иконы Божьей Матери, я понял, что подобные настроения не совсем оправданы. Дело в том, что побудительным мотивом моего стремления осуществить это строительство явилась моя предварительная встреча с Епископом РПЦЗ Владыкой Варнавой, который приехал в Россию по распоряжению митрополита Виталия посмотреть, как обстоят дела в России в период перестройки. До этого я, конечно, встречался со священниками из МП и очень со многими у меня сложились очень близкие и доверительные отношения, но встреча с пастырем зарубежной Церкви многое во мне – не то, чтобы перевернула, а заставила взглянуть на мир и свое место в нем иначе. После этой встречи я и начал строительство небольшой Церкви, для прихода РПЦЗ, взяв благословение у Митрополита Виталия. С этого завязалась наша с ним личная переписка и с этого момента у меня все больше появлялись проблемы со строительством. Вначале на нас обрушились административные силы, в лице Министерства культуры Московской области, которые в своих письмах сообщали, что данное строительство искажает (!?) прилегающую территорию, т.к. на данной территории никогда не было ни Храмов, ни Церквей. Параллельно с этим стали писать подметные письма «наверх» и «ревнители» православия, представляя нас раскольниками и… – пошло-поехало. Комиссия за комиссией, вызовы в прокуратуру и т.п.
В эти годы впервые за все послевоенное время решением Синода РПЦЗ было принято предложение ряда архиреев провести Собор РПЦЗ в Европе (Франция, Леснинский монастырь) – поближе к России.
На этот Собор был приглашен и я — для доклада о положении в России приходов РПЦЗ. На этом-то Соборе я впервые и встретился с Митрополитом Виталием, с которым мы уже вели довольно активную переписку. Но в письмах много не напишешь, поэтому вечером после службы в Храме мы сели с Владыкой и проговорили с ним практически до утра. Я удивился его ясности ума, четкости и краткости выражений, а главное – абсолютно ясному пониманию всего того, что происходит в России.
После службы мы вновь встретились с ним и уже поехали в соседний город, т.к. он ему был близок по его молодым годам до войны. И вновь наш разговор затянулся до самого вечера.
Два прошедших дня общения для меня пролетели практически незаметно, но то, что я почерпнул для себя из разговоров с ним, наполнило меня на всю оставшуюся жизнь. Именно после этого я принял решение построить Храм в честь Царственных Мучеников, к строительству которого я приступил сразу же по приезду с Собора РПЦЗ. Рядом с Храмом, вместе с В.М.Клыковым, мы установили Памятник Царю-Мученику Николаю II.
Владыка Митрополит (а он еще помнил свою эвакуацию с Крыма вместе с остатками Русской Армии) – удивительный человек! Возможно, благодаря ему я и смог выдержать все последующие гонения и по постройке этого Храма и сегодня – по Мемориалу, и уж точно знаю, что благодаря ему, я занял ту жизненную позицию, которую отстаиваю по сегодняшний день.
— В «благодарность» за вашу деятельность государство подвергло вас репрессиям, которые, начавшись в 2007 году, продолжаются по сей день. В чём суть предъявляемых вам претензий, и в какой стадии дело находится сейчас?
Суть предъявленных претензий в корне отличается от поставленной ими цели. Их цель – уничтожить все то, что мы поднимаем из небытия – достоинство и честь русского человека, казака. Показать не фальшивое их подобие, которое сегодня формируется в сознании общества через создаваемые казачьи и русские организации при опекающей их власти, а то, что называлось «солью земли русской». Их цель – уничтожить правду, которую мы устремлены донести до общества, а они – заменяют суррогатом полуправды.
И для этого они используют свои традиционные методы, хорошо испытанные еще с советского времени. А метод их прост – обвинить человека в том, в чем он не замешан, навешать на него ярлыков и уже преследовать его за эти ярлыки, по сути ему не свойственные.
Так и нам вначале долго и упорно навешивали ярлыки, что мы пропагандируем фашизм и восхваляем предателей Родины, т.к. среди многих экспозиций, барельефов, портретов – были представлены те, кто во Вторую мировую за свою Родину сражались на стороне Вермахта.
Не было бы их – они, наверняка, прицепились бы к чему-то другому. Когда это у них не получилось – они стали прибегать, опять-таки, к старому испытанному методу — клеветническим письмам обеспокоенных граждан, которые рассматривались прокуратурой и которая, уже сама домысливая далее, выдвигала все новые претензии. И это длится уже 6 лет! Они решили сделать мою жизнь просто невыносимой. Ведь все свои действия они осуществляют в свое рабочее время, за зарплату, которую получают от государства, коллегиально – по всем фронтам; а мне приходится отбиваться самостоятельно, параллельно работая, решая вопросы по Мемориалу и т.п.
Тем, кто не побывал в этих жерновах, трудно понять и поверить, что сегодняшняя система представляет собой ничуть не меньшую тиранию, что была в самые худшие периоды советской власти. Она попросту мимикрировала: более незаметно осуществляет не массовые репрессии, а точечные, невидимые обществу, но столь же коварные и бесстыдные. На словах одно, а на деле – прямо противоположное: это суть большевистской системы, равно как и ее правопреемницы – сегодняшней власти.
— Сейчас число судебных процессов, имеющих политическую подноготную, растёт с каждым днём. Как выстоять человеку, попавшему под это прессинг? Что помогает выдержать его?
В таких ситуациях очень сложно советовать. Лично для меня эта помощь приходит от тех воспоминаний, которые мне не раз рассказывали родные мне люди. Когда у дедушки всех поубивали в гражданскую, дом сожгли, а сам он, еще мальчишкой, еле остался жив; узнав, что мою бабушку, которой было 17 лет, вместе с семьей собираются выслать в Казахстан, он ночью тайно ее забрал — и они, три месяца голодая и скрываясь в плавнях, бежали с родных мест; потом он устроился работать на шахте — шахтером… Неужели им было легче, чем мне сейчас?
Или воспоминания моей мамы: когда репрессировали ее отца – ее мать (моя бабушка) слегла и вскоре умерла. Она осталась в 12 лет старшей в семье, в которой были еще двое меньших братьев. И она их кормила, собирая на свалках рядом стоящего военного поселения очистки от картошки либо сушила лебеду и делала лепешки. А уж когда ничего не удавалось найти, ходила по близлежащим хуторам и просила милостыню… Неужели ей было легче, чем мне?
Или тем казакам и русским воинам, уходившим в Ледяной поход – в стужу и метель, в легком обмундировании, истощенным, раненным, но с Верой в сердце, что они идут в эту кромешную тьму только ради своей Родины… Им-то уж точно легче, чем мне сегодня, не было.
Осознание их подвига и тех лишений, которые они перенесли, не позволяют и мне сегодня впадать в уныние.
Мой дед всегда говорил: «живи и трудись всегда с весельем и отвагой». Вот я, когда совсем туго, — и вспоминаю эти слова. И, конечно же, Господь укрепляет – нужно только честно исполнять его промысел. Лишений сверх сил, которые может вынести человек – не даётся. Всё в меру.
Поэтому – что можно посоветовать, когда у каждого свой путь по жизни? – Брать пример с тех, кто его уже до нас прошел с честью и достоинством, не страшась лишений и невзгод. Просить Господа укреплять волю.
Но если уже нет возможности и сил сопротивляться – подламываться под систему, тем более становится ее частью – никак нельзя. Лучше уезжать, не позволяя злу уничтожить твою совесть. Это – третья русская эмиграция, более масштабная, чем две предыдущих, более замалчиваемая, но активно происходящая. Из моих друзей в России осталось меньше половины. А из детей моих друзей уехали уже практически все. И это – хорошие люди. Да, они не нашли в себе сил бороться, но они и не пожелали терять здесь свое достоинство. Я никогда их не осуждал и некогда не буду этого делать, потому что сохранение своего рода в достоинстве – одна из основных целей жизни любой семьи.
Я думаю, что никогда не уеду, чтобы ни случилось. Но это сегодня. Что произойдет завтра? – ведает только Бог.
— И последнее. Случись вам стать президентом России, каковы бы были первоочередные ваши шаги?
Первоочередные шаги я обозначил там, где мы говорили о создаваемом политическом движении. Я бы собрал лучших людей в стране, которые, имея мораль, профессионализм и получив в полном объеме полномочия, стали бы ответственно исполнять обязанности государственного управления (помните, я приводил Вам пример со стулом).
Во-вторых, раз сегодняшнее РФ является правопреемницей СССР, разрушившей практически все православные святыни и Храмы, — то за счет казны я их все бы восстановил, все до единого – даже в самой глухой деревушке, если они там был раньше.
Это и были бы самые первые шаги.
Беседу вела Елена Семёнова