«Величаем Тя, Пресвятая Дево…»
4 декабря Российская Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы …
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы знаменует собой предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения и обетование Христова пришествия и является одним из самых древних христианских праздников.
Праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы — один из двенадцати великих праздников церковного богослужебного года, начавшегося с 1 ст.ст. (14 н.ст.) сентября, это событие, которое входит в программу домостроительства Божия о спасении рода человеческого. Свв. Иоаким и Анна вводят Пресвятую Деву Марию в храм — исполняется обетование Божие, данное праотцам нашим Адаму и Еве при изгнании их из рая. Какой Премудрый Господь! Уход из рая сопровождался благим обетованием, что Семя Жены сотрет главу змия, принесшего смерть.
И вот родилась эта Жена — 21 сентября по новому стилю мы праздновали двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Когда Деве Марии исполнилось три года — Ее ввели во храм Иерусалимский. Это было великое торжество: девы сопровождали Ее со свечами в руках, пелись псалмы Давида и праздничные молитвословия, на пороге храма встречал шествие первосвященник со священнослужителями и левитами.
Но сколько пережили прежде, сколько плакали и рыдали родители Пресвятой Богородицы из-за своего безчадства! Если и сегодня, в наши дни, неплодие считается тяжкой скорбью и несчастьем.В древнем Израиле все рожали побольше детей, надеясь, что именно из их потомства родится Мессия. Поэтому, какой позор был тем, у кого не было детей, — люди говорили: «Значит, Иоаким и Анна не угодны Богу, раз от их семени, от этой четы не может воплотиться Спаситель мира. Прожили вместе больше семидесяти лет и не нажили детей — значит, они великие грешники, поэтому и жертву от них принимать нельзя, они беззаконники».
Рассуждая подобным образом, первосвященник изгнал праведных Иоакима и Анну из Иерусалимского храма вместе с жертвенным скотом. Это прообразовало то, что Ветхий Завет не примет плод богоотцев Иакима и Анны — Пресвятую Богородицу и Семя от Нее — Христа. Но сказано в Священном Писании: «Унизься — и возвышен будеши» (Мф. 23; 12). Родители Пресвятой Богородицы претерпели унижения, оскорбления, поругания — но зато потом какой чести были удостоены от Бога! А св. Иоанн Предтеча, второй после Божией Матери по святости человек, тоже был выплакан, выстрадан и вымолен своими родителями — как долго они ждали его рождения!
Итак, свершается обетование Божие — родилась Та Жена, которая сотрет главу змия, родилась для того, чтобы вместить в Себя Бога — дать миру его Спасителя. Можно привести такую аналогию: если в какой-либо семье рождается талантливый человек — врач, генерал, министр, или даже царь, — то на каком положении оказывается такая семья. Мы не можем сложить цены родителям, которые дали миру царя или великого человека. Но что может быть выше — святые Иоаким и Анна родили Пресвятую Деву Марию, Которая родила Царя Небесного — Бога. Какова была у них вера! Ибо для того, чтобы возвыситься, надо сперва унизиться, т.к. счастье дается после страданий. И после скорбей этой земной жизни наступит будущее наше вечное счастье в Царстве Небесном. Оно дается не просто, не за «красивые глаза», как говорится, а его надо выстрадать. Если земную пенсию мы зарабатываем трудом, мозолями, потом, а может быть, даже и кровью, чтобы потом в 60-летнем возрасте подойти к кассе и получить деньги, то для того, чтобы заработать пенсию Небесную, тоже надо потрудиться, и труд этот духовный — молитва и терпение болезней и скорбей.