Всѣ церковно мыслящіе люди, такъ или иначе причастные къ событіямъ, происходившимъ въ Русской Церкви въ послѣднія 10-15 лѣтъ, ясно отдаютъ себѣ отчетъ въ томъ, что въ настоящей моментъ въ ней сложилась катастрофическая ситуація, прямо позволяющая ставить вопросъ о ея историческомъ концѣ какъ помѣстной Церкви. Истекшее десятилѣтіе ознаменовалось не только внѣшнимъ тріумфомъ сергіанской лже-церкви РПЦ-МП надъ РПЦЗ и поглощеніемъ послѣдней красной лже-патріархіей, но и полнымъ духовнымъ, идейнымъ, экклезiологическимъ и нравственнымъ разложеніемъ той части Зарубежной Церкви, которая отказалась самоликвидироваться и попыталась организовать сопротивленіе этому процессу безоговорочной капитуляціи передъ РПЦ-МП.
Сейчасъ можно съ увѣренностью констатировать окончательный распадъ РПЦЗ на такъ называемые «осколки», ни одинъ изъ которыхъ не можетъ претендовать на законное преемство съ РПЦЗ и Катакомбной Церковью, прежде всего изъ-за своего разрыва съ духомъ Истиннаго Православія, который при всѣхъ своихъ частныхъ паденіяхъ и ошибкахъ хранили эти Церкви. Во главѣ всѣхъ безъ исключенія «осколковъ» находятся люди, измѣнившіе Правдѣ Христовой, отрекшiеся отъ исповѣдничества, погрязшіе въ беззаконіяхъ и компромиссахъ съ Ложью, утратившіе само пониманіе Истинной Церкви и Ея задачъ и отличающiеся отъ іерарховъ совѣтской лже-церкви въ большинствѣ случаевъ лишь меньшими матеріальными возможностями по причинѣ своего болѣе поздняго вступленія на пути Апостасіи. Внимательное наблюденіе на церковной жизнью и духовнымъ состояніемъ «осколковъ» позволяетъ съ большой долей увѣренности говорить о потерѣ ими спасительной благодати, что окончательно стираетъ духовную грань, отдѣляющую ихъ отъ РПЦ-МП, и превращаетъ ихъ противостояніе красной лже-церкви въ фикцію, если не въ откровенный балаганъ. Претензіи этихъ «осколковъ» на «истинность» съ каждымъ днемъ выглядятъ все смѣхотворнѣе, и чѣмъ дальше, тѣмъ яснѣе становится ихъ полнѣйшая неспособность рождать и воспитывать борцовъ за Истину, ревнителей Правды и просто нормальныхъ Русскихъ людей.
Если использовать сравненіе изъ военной области, то на сегодняшній день Русская Церковь представляетъ собой разгромленную армію, генералы и старшіе офицеры которой либо погибли въ бою, либо предали своего Верховнаго Главнокомандующаго и переметнулись къ врагу. Эта армія распалась на отдѣльные мелкіе отряды и одиночныя группы, никѣмъ не руководимые и зачастую не имѣющіе между собой никакой связи, и къ организованному сопротивленію противнику она уже совершенно неспособна. Все чаще и чаще раздаются голоса, призывающіе послѣднихъ оставшихся въ строю бойцовъ сложить оружіе и прекратить безнадежную борьбу, присоединившись къ РПЦ-МП или къ одному изъ вышеупомянутыхъ «осколковъ».
Такова страшная реальность, которую не желаютъ видѣть лишь лукавые лжецы, духовные слѣпцы или люди съ сожженной совѣстью. Эта реальность, однако, ни въ малѣйшей степени не можетъ поколебать нашей рѣшимости продолжать начатую нами борьбу за Истину до конца. Будучи чадами Русской Церкви и людьми, для которыхъ слова «вѣрность Христу» не являются красивой фразой, мы категорически отказываемся признавать пораженіе и сдаваться, ибо это значитъ усомниться въ непобѣдимости и всесиліи Христа. Конечная побѣда Христовой Правды для насъ несомнѣнна, и потому духовное дезертирство, предательство, шкурничество и трусость у насъ ничего кромѣ презрѣнія вызвать не могутъ. Истиннымъ побѣдителемъ является не тотъ, кто физически одолѣлъ, а тотъ, кто не измѣнилъ долгу и сражался до конца даже въ завѣдомо проигранномъ сраженіи. Поэтому пораженіемъ для насъ является не смерть въ бою, а компромиссъ и соглашательство съ Ложью, на которые мы никогда не пойдемъ. Мы скорѣе предпочтёмъ полное одиночество, подобное тому, что испытывалъ нашъ Спаситель на Крестѣ, чѣмъ пребываніе подъ «омофоромъ» разныхъ проходимцевъ, отступниковъ и лжецовъ, именующихъ себя «православными» и даже «истинно-православными» епископами.
Все это побуждаетъ насъ занять не пассивную, а активную позицію въ продолжающейся духовной борьбѣ за Истину и Церковь. Въ настоящей моментъ первостепенной задачей намъ видится согласованіе дѣйствій и объединеніе усилій тѣхъ церковныхъ людей, который познавъ ложь и отступничество какъ РПЦ-МП, такъ и всевозможныхъ «осколковъ» РПЦЗ, не могутъ согласиться съ исторической гибелью Русской Церкви и готовы отстаивать ея существованіе на путяхъ Правды Христовой. Сражающiеся разрозненные отряды и группы должны войти между собою въ связь и сохранить духовное и церковное единство въ ожиданіи того момента, когда Русской Церкви по милости Божіей вновь будетъ данъ хотя бы одинъ истинно-православный епископъ. Обрѣтеніе такого епископа позволитъ намъ продолжить борьбу съ антихристомъ на качественно новомъ уровнѣ.
Пока сохраняются канонически рукоположенные и держащiеся неповрежденной истины священники, указанное нами единеніе должно происходить черезъ нихъ. Это вытекаетъ изъ самой іерархической структуры Церкви, которая съ апостольскихъ временъ строилась сверху внизъ, а не наоборотъ. Опытъ Катакомбной Церкви, вынужденной едва ли не десятилѣтіями пребывать безъ епископата, показываетъ, что такое единеніе достижимо и возможно.
Нашей редакціей подготовленъ проектъ «Деклараціи истинно-православныхъ клириковъ», которую мы разсматриваемъ, какъ попытку заложить основы для соединенія всѣхъ истинно-православныхъ христіанъ въ полноцѣнный церковный организмъ. Мы призываемъ всѣхъ неравнодушныхъ къ судьбѣ Русской Церкви людей широко распространять этотъ документъ, а равно съ благодарностью примемъ любыя улучшенія и дополненія его содержанія, которыя будутъ способствовать указаннымъ въ Деклараціи цѣлямъ.
Редакція сайта «Сила и Слава»
Декларація истинно-православныхъ клириковъ Русской Церкви.
Осознавая свою отвѣтственность за судьбу помѣстной Россійской Церкви и принимая во вниманіе тотъ фактъ, что въ настоящій моментъ среди іерарховъ нашей Церкви не осталось ни одного архіерея, сохраняющаго чистоту православной вѣры, вѣрность историческимъ идеаламъ русскаго православнаго народа и свободу отъ вліянія міровыхъ антихристіанскихъ силъ, мы, нижепоименованные клирики Православной Россійской Церкви, согласились въ нижеслѣдующемъ:
1) Помѣстная Россійская Церковь вотъ уже 95 лѣтъ, начиная съ 3 марта 1917 года, не имѣетъ каноническаго Высшаго Церковнаго управленія, которое было разрушено Февральской революціей, свергнувшей власть христіанскаго Государя — Помазанника Божія, являвшагося не только верховнымъ защитникомъ Православной Церкви отъ всѣхъ угрозъ изнутри и извнѣ, но въ соотвѣтствіи съ законами Россійской Имперіи и главой всего церковнаго управленія.
2) Всѣ попытки организовать Высшее Церковное управленіе послѣ 3 марта 1917 года, которыя исходили изъ признанія законности и богоугодности Февральской революціи, свергнувшей Государя и уничтожившей монархію, должны быть отвергнуты православнымъ сознаніемъ какъ неканоническія. Для насъ являются самоочевидными вопіющая беззаконность и богоборческая сущность всякой революціи, т.к. послѣдняя всегда направлена на ниспроверженіе божественнаго міропорядка и замѣну его богопротивнымъ «новымъ міровымъ порядкомъ» Антихриста и его предтечъ. Признаніе допустимости революціи и совмѣстимости ея съ ученіемъ Церкви является для православнаго христіанина грѣхомъ, а всякій желающій устроить церковную жизнь на основаніи признанія революціи является дезорганизаторомъ и разрушителемъ этой жизни.
3) Къ числу такихъ попытокъ неканоническаго устроенія Церкви относятся не только организація и устройство совѣтской лже-церкви — Московской патріархіи, но и всѣ конструкціи такъ называемаго «Всероссійскаго церковнаго собора» 1917-1918 годовъ. Этотъ соборъ былъ созванъ неканоничной церковной инстанціей — революціоннымъ Сѵнодомъ при поддержкѣ незаконной государственной власти — самозванаго Временнаго правительства и потому являлся однимъ изъ порожденій революціи. Участники этого собора не только лично одобряли Февральскую революцію и сверженіе Царя, но и своими соборными постановленіями церковно узаконили разрушительныя для Церкви и русскаго государства послѣдствія революціи. Признать этотъ соборъ голосомъ Церкви — значитъ признать законность Февральской революціи, поэтому со всѣми его рѣшеніями приходится считаться лишь какъ съ фактомъ, но ни въ коемъ случаѣ не какъ съ правовыми и каноническими актами, являющимися основами церковнаго строительства.
4) Возстановленіе каноническаго Высшаго Церковнаго управленія Русской Церковью возможно только на законномъ Помѣстномъ Соборѣ, который не можетъ быть созванъ при отсутствіи въ Россіи богоустановленной Царской власти и вообще національной Русской государственности. Въ качествѣ минимальной предпосылки для созыва Помѣстнаго Собора мы признаемъ наличіи въ Россіи такой государственной власти, которая въ своей дѣятельности будетъ исходить изъ отрицанія законности Февральской и большевицкой революцій 1917 года и созданныхъ ими властей и при этомъ руководствоваться принципами православнаго вѣро- и нравоученія.
5) Почти столѣтнее отсутствіе въ помѣстной Россійской Церкви законнаго Высшаго Церковнаго управленія означаетъ, что ни одинъ изъ временныхъ органовъ церковнаго управленія, возникавшихъ за этотъ періодъ, не имѣлъ и не имѣетъ правъ и полномочій выступать отъ имени всей Русской Церкви и требовать общеобязательности своихъ рѣшеній для всѣхъ членовъ Церкви. Ни одинъ изъ этихъ органовъ также не можетъ быть правомочнымъ каноническимъ судьей другому такому органу, поэтому вопросъ о томъ, кто изъ нихъ находится въ расколѣ съ Русской Церковью, а кто нѣтъ, долженъ быть оставленъ какъ безсмысленный и замѣненъ вопросомъ о томъ, кто изъ считающихъ себя наслѣдниками дореволюціонной Россійской Церкви сохранилъ истинное православное вѣроисповѣданіе, а кто уклонился отъ него въ различныя ереси и лжеученія.
6) Изъ этого слѣдуетъ, что послѣ Февральской революціи принадлежность къ Русской Церкви опредѣлялась и опредѣляется не формальнымъ подчиненіемъ той или иной церковной власти и вхожденіемъ въ ту или иную юрисдикцію, а исключительно пребываніемъ въ молитвенно-евхаристическомъ общеніи съ епископами, сохранившими неповрежденнымъ православное христіанское вѣроученіе и преемство рукоположенiй отъ такихъ же право вѣрующихъ епископовъ.
7) Неповрежденнымъ православнымъ вѣроученіемъ мы считаемъ такое ученіе, которое не только сохраняетъ неприкосновеннымъ всю православную догматику и церковное Преданіе, но и признаётъ обязательными для спасенія слѣдующія вѣроисповѣдныя истины:
а) единственной богоустановленной (законной) государственной властью, за которую Церковь возноситъ свои молитвы и которой оказываетъ всестороннюю поддержку, является власть Помазанника Божія — Самодержавнаго Государя. Всѣ прочія существующія формы государственной власти есть изобрѣтеніе суетнаго ума человѣческаго и устроены по наущенію діавола, а иныя изъ нихъ имѣютъ открыто сатанинское происхожденіе. Всѣ эти власти въ той или иной степени являются богопротивными, и потому молитвы за такія власти невозможны, какъ противныя самому существу Церкви. Поддерживать эти власти Церковь можетъ лишь въ той мѣрѣ, въ какой онѣ сами оказываютъ поддержку Церкви.
б) Церковь Христова не можетъ быть «аполитичной» и дѣлать видъ, будто ей всё равно, какой въ государствѣ политическій строй, а обязана стремиться привести его въ соотвѣтствіе со своимъ идеаломъ — Православной Самодержавной монархіей. Въ переживаемую нами предантихристову эпоху принципіально невозможно отдѣлить религію отъ политики, ибо вся дѣятельность грядущаго антихриста будетъ носить не только религіозный, но непремѣнно и политическій характеръ. Въ этихъ условіяхъ вопросъ — со Христомъ или противъ Христа пріобрѣтаетъ политическое значеніе и обязываетъ христіанина протестовать противъ тѣхъ политическихъ системъ, которыя своей главной цѣлью имѣютъ борьбу со Христомъ и Его Святой Церковью.
в) анаѳема патріарха Тихона, Катакомбной Церкви и РПЦЗ на коммунистовъ и совѣтскую власть является соборной анаѳемой Церкви, и до сегодняшняго дня она полностью сохраняетъ свою силу. По смыслу этой анаѳемы всякій, сотрудничающій съ этой властью и ея институтами, тѣмъ самымъ автоматически лишается званія православнаго христіанина. Указанная анаѳема распространяется и на тѣ государственныя власти, которыя объявили себя наслѣдниками и преемниками богоборческаго совѣтскаго государства, а также на тѣхъ лицъ, которые являются представителями этихъ властей.
г) бывшій митр. Сергій (Страгородскій) является родоначальникомъ новой сергіанской ереси, сущность которой состоитъ во внутренней подмѣнѣ христіанства антихристiанствомъ и Церкви антицерковью при сохраненіи внѣшней православности. Эта ересь требуетъ отъ своихъ послѣдователей служить антихристу, именно такъ какъ христіанинъ служитъ Христу — всѣмъ сердцемъ, всей душой, всѣми мыслями и всѣми чувствами.
д) Сергіанская ересь является фундаментомъ существующей въ настоящій моментъ лже-церковной организаціи, именующей себя «русской православной церковью» и возглавляемой такъ называемымъ «патріархомъ московскимъ и всея Руси». Эта лже-церковь была создана въ 1943 году христоборцемъ и безбожникомъ Сталинымъ и по существу своему является организаціей сатанинской, основная задача которой состоитъ въ обольщеніи вѣрующихъ или ищущихъ Бога людей съ цѣлью завлеченія ихъ въ эту организацію какъ якобы «Православную Церковь» и дальнѣйшее ихъ тамъ погубленіе черезъ духовное общеніе съ діаволомъ. Сергіанская лже-церковь безблагодатна, она не имѣетъ ни благодатныхъ таинствъ, ни благодатнаго священства и епископства, и въ своей совокупности является собраніемъ богоотступниковъ, находящихся подъ анаѳемой Церкви Христовой.
е) анаѳема РПЦЗ на экуменизмъ 1983 года должна пониматься какъ изреченная отъ имени всей Вселенской Церкви. Всѣ участники экуменическаго движенія и находящiеся съ ними въ молитвенно-евхаристическомъ общеніи болѣе не являются членами Тѣла Христова, а образованныя этими людьми религіозныя сообщества и «православныя церкви» лишены благодати Святаго Духа.
ж) ученіе греческаго митр. Кипріана и его послѣдователей о томъ, будто Церковь Христова состоитъ изъ «больныхъ членовъ» — экуменистовъ и «здоровыхъ» — истинно-православныхъ, является еретическимъ. Основанная на этомъ ученіи экклезiологiя, утверждающая благодатность таинствъ оффицiально неосужденныхъ церковными Соборами еретиковъ и возможность спасенія внѣ истинной православной вѣры, является скрыто-экуменической и попадаетъ подъ анаѳему ереси экуменизма, провозглашенную Архіерейскимъ Соборомъ РПЦЗ 1983 г. Истинно-православный христіанинъ не можетъ имѣть общенія со всѣми, исповѣдующими это еретическое ученіе, или находящимися съ ними въ молитвенно-евхаристическомъ единствѣ.
8) Относительно преемства рукоположенiй мы признаёмъ, что на моментъ крушенія СССР благодать архіерейскихъ хиротоній въ Русской Церкви сохранила только іерархія Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Остальные епископы, заявлявшіе о своей принадлежности къ Русской Церкви, имѣли рукоположеніе отъ еретиковъ или являлись самосвятами.
9) Признавая также, что въ настоящій моментъ епископы, отъ которыхъ мы получили благодать для совершенія таинствъ, либо скончались, либо уклонились отъ чистоты Православія и исповѣдуютъ различныя еретическія лжеученія, либо вступили на путь церковныхъ беззаконій и открытаго попранія каноновъ, либо, наконецъ, состоятъ въ общеніи съ епископами, совершающими указанное выше, мы рѣшили вступить другъ съ другомъ въ молитвенно-евхаристическое общеніе въ ожиданіи того момента, когда помѣстной Россійской Церкви вновь будетъ данъ законно рукоположенный епископатъ, исповѣдующій все перечисленное въ пунктѣ 7) настоящей Деклараціи. Этому епископату мы отдаемъ на судъ всѣ наши будущія рѣшенія и поступки, а также причины, побудившія насъ разорвать церковное общеніе съ нашимъ бывшимъ епископатомъ.
10) Наше вступленіе въ молитвенно-евхаристическое общеніе означаетъ, что мы взаимно свидѣтельствуемъ истинность нашего вѣроисповѣданія и взаимно признаемъ законность и каноничность нашего священства.
Въ качествѣ богослужебной формулы поминовенія священноначалія мы соглашаемся на формулу «О православномъ епископствѣ право правящемъ слово истины…», а въ качествѣ формулы поминовенія властей — на формулы: «О страждущей странѣ россiйстей и избавленіе православныхъ людей ея отъ нечестивыя и безбожныя власти» и «О еже возставити престолъ православныхъ царей и даровати намъ благочестивѣйшаго самодержавнѣйшаго государя …» Мы также обязуемся не пользоваться при совершеніи богослуженій и требъ искаженными чинопослѣдованіями, введенными въ оборотъ революціонными церковными властями послѣ Февраля 1917 года, а будемъ руководствоваться богослужебными текстами, существовавшими до марта 1917 года, допуская лишь самыя незначительныя измѣненія, связанныя съ отсутствіемъ въ настоящій моментъ въ Россіи Престола православныхъ Царей.