Игорь Сикорский. О смысле жизни.(Видео)

Игоря Сикорского как-то спросили: «Вы много летали, а Бога видели?» «Нет, не видел, но ощущал его присутствие повсюду».
Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 года в Киеве. Образование получил в Киевском политехническом институте. Учился затем в Петрограде, в Париже. В 1909 году спроектировал свой первый летательный аппарат – вертолет; в 1911 построил пять самолетов, которые пилотировал сам. С 1913 по 1917 год Сикорский работал над созданием первого в мире многомоторного самолета «Илья Муромец». После революции в 1919 году Сикорский вынужден покинуть Россию. Он эмигрирует во Францию, позже – в США. В Америке он учреждает авиастроительную корпорацию «United Aircraft – Sikorsky Aircraft Industry». Многие русские эмигранты получили здесь возможность работать, а, значит, выстраивать заново свою жизнь на американском берегу. В 1939 году Сикорский возвращается к прежнему проекту создания современного вертолета, эта работа продолжается до выхода Сикорского на пенсию в 1957 году. За всю жизнь Сикорский получил свыше 80 почетных наград, среди них – орден Св. Владимира IV степени, медаль Д. Гугенхайма, Почетная медаль Дж. Фрица и др. 

Помимо самолетостроения, Сикорский занимался большой общественной работой в русской общине; он был одним из тех, кто стоял у истоков создания Общества русской культуры, Бахметевского архива, Толстовского Фонда, был его бессменным членом правления. Этого всесторонне одаренного человека интересовала история и музыка, астрономия, философия, богословие. И. И. Сикорский написал много работ и выпустил несколько книг по философии и религии (среди них – «Молитва Господня», «Невидимая встреча» и др.) Здесь мы предлагаем нашим читателям два текста Игоря Ивановича Сикорского. «Эволюция души» – лекция, прочитанная Сикорским в Фонде Вильяма Айреса в 1949 году (William Ayres Foundation) и «Смысл жизни» – размышления Сикорского в последние годы жизни, записанные его родными на пленку. Оба материала нам любезно предоставил сын Игоря Ивановича – Игорь Игоревич Сикорский.

Трудно переоценить вклад семьи Сикорских в жизнь старой русской иммиграции. Потомки Сикорского и сегодня – достойнейшие продолжатели дела отца. Игорь Иванович имел четырех сыновей и дочь. Его старший сын Сергей – консультант United Technologies (Sikorsky Aircraft, Stratford, Connecticut), он член Правления Толстовского Фонда, Николай – скрипач, Игорь – адвокат, помимо своей основной работы – исследователь истории авиации, основатель Музея авиации в Новой Англии (США); Георгий в прошлом – компьютерщик, Татьяна много лет преподавала в университете.

Игорь Сикорский ‘Витязь Неба’ РУССКИЕ ЛЮДИ !!

О смысле жизни

На первый взгляд закон нравственного прогресса, о котором мы говорили, производит впечатление справедливости. Вид, который совершенствуется морально, вознагражден тем, что продолжает существовать и множиться. Если не происходит морального совершенствования вида, он наказывается всякими несчастьями и в предельном случае – вымиранием. Эта справедливость, однако, делается менее очевидной, если обратиться к судьбе отдельного индивида, но именно она нас и занимает, поскольку речь идет о спpaвeдливости. Слишком часто приходится видеть, что бессовестные, аморальные субъекты имеют и успех, и власть, а лучшие и благороднейшие страдают и душевно, и телесно. От Ахнатона и Сократа до Ганди и св. Бернадетты кажется, что лучшие в первую очередь и в сильнейшей степени подвержены страданию. О Христе и величайших Его последователях мы даже и не говорим.

Быстрое развитие интеллекта и прогресс науки – факт очевидный. Следует признать также, что, несмотря на трагические задержки, подобные нынешней, идет крайне медленное нравственное совершенствование, во всяком случае среди лучших представителей человечества. Однако, если смотреть только с точки зрения этой земной жизни, то кажется, что процесс этот никуда не ведет.

Вообще говоря, нет никакой уверенности в том, что современный человек, –  представитель блестящей и чрезвычайно развитой цивилизации, – лучше или счастливее людей, которые жили три века или три тысячелетия назад. И даже почти несомненно, что это не так, потому что теперь больше суеты, меньше духовной невозмутимости, чем прежде.

Безнадежная горечь земного существования особенно очевидна в моменты потрясений, тогда зло у всех на виду, тогда понимается, что человечество не способно и никогда не будет способно возобладать над ним. Великие, благороднейшие души видят зло земной жизни не только в моменты явного кризиса, но во всякие времена. Об этом говорят многие философы-пессимисты, некоторые религиозные учения, например, некоторые направления буддизма. Если верить им, то лучше человеку и не жить на свете.

Некоторые выдающиеся представители человеческого рода в моменты душевной муки обращались к Провидению с горьким упреком. Когда Пушкину исполнилось 29 лет, он писал:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Поэт продолжает:

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?

До недавнего времени христианская традиция утверждала, что мир, созданный Богом, безукоризнен, что ягненок и лев питались травой и мирно играли друг с другом, что даже в животном царстве несогласие, страдание и кровопролитие не были известны до грехопадения человека.

Мы теперь знаем, что страдание, кровопролитие и смерть существовали в животном мире более, чем за сто миллионов лет до того, как первый человек совершил свой первый грех. Поэтому человек, скорее, не причина, но жертва дисгармонии в живой природе. По-настоящему удовлетворительного ответа на все эти жгучие вопросы не удастся найти до тех пор, пока поиски будут ограничиваться осязаемыми реальностями этой жизни. Полный и удовлетворяющий ответ может быть найден только за пределами очевидного для нас порядка вещей.

В связи с этим следует, может быть, остановиться на второй и наиболее важной фазе эволюции души. Первая, предварительная фаза способствует нравственному прогрессу вида, она – часть естественной эволюции. Тут движущие факторы относительно просты, поддаются объяснению и укладываются в рамки естественного порядка вещей. Поэтому выводы, к которым мы пришли относительно этой фазы, могут быть приняты и материалистом, и человеком религиозным, возможная разница в терминологии существенной роли не играет.

В отличие от первой, вторая и главная фаза эволюции души окутана тайной, суть ее состоит в подготовке отдельной человеческой личности к переходу из настоящего в высший порядок жизни. Это предмет веры, и неверующему человеку он может показаться плодом фантазии или суеверий. Тут уже не о видовой борьбе за существование идет речь. Тут речь идет о человеческом индивиде, который стремится к переходу в высший, вечный порядок реальности.

Человеческое существо не способно быть источником и движущей силой этого процесса, если путем духовного размышления и молитвы не установлен контакт с Высшим Порядком жизни, не получая от Него руководства и помощи.

В главной своей части тема эта принадлежит религии. Она трактует основные, глубоко таинственные вопросы о духовных корнях человечества и смысле спасительного дела Христа. Об этом много говорили люди гораздо более искушенные, чем я, но мне, тем не менее, хотелось бы сделать несколько замечаний.

Примерно 60–80 лет назад казалось, что наука уводит человека от религии в сторону материализма. Теперь впечатление такое, что тенденция обратная. Истинная наука возвращает к Богу, хоть это и требует пересмотра кое-каких традиционных представлений, оказавшихся ложными. С другой стороны, наука позволяет понять некоторые основные положения религии. Важнейшее из них – вера в Вечную Жизнь, Когда-то вечность понималась как бесконечный поток ночей и дней. Современные научные идеи дают другое представление, которое можно иллюстрировать простым примером, взятым из геометрии.

Представим себе геометрическую поверхность, скажем, квадратный ярд. Нам известно, что это абстрактное понятие; в нем нет реальности. Лучше всего представить его себе, наблюдая тень на том, что мы называем «твердой поверхностью тела». Если мы перейдем от конечного числа к бесконечности квадратных ярдов, мы можем представить себе результат двумя разными способами. Один заключается в том, чтобы растянуть в нашем воображении поверхность бесчисленных триллионов миль прямо во всех направлениях. Это иногда называется «продвижением» поверхности в направлении, содержащемся в ее собственном плане. В такой форме она все еще, видимо, обладает не большей реальностью, чем когда она была квадратным ярдом.

Другой способ состоит в том, чтобы представить себе бесконечное число квадратных ярдов, плоско положенных один на другой, до тех пор, пока они не станут геометрическим телом, скажем, кубическим ярдом. Это называется «продвижением» поверхности в направлении, не включенном в ее собственный план. В этом случае результат уже больше не тень; он становится геометрическим телом – реальностью.

Приведенный пример может служить иллюстрацией тому, что считают правильным пониманием термина «Вечная Жизнь». Это не то существование, которое тянется в пределах потока времени, т. е., другими словами, в пределах осязаемого порядка жизни бесчисленными триллионами лет. Это истинная жизнь, которая должна быть вознесена в новый, высший порядок реальностей и рождена в нем. С точки зрения высшего порядка наша нынешняя жизнь оказывается не имеющей истинной реальности, будучи лишь тенью и сном.

Вновь возвращаясь к теме земного неустройства, которому все мы свидетели, возвращаясь к горьким вопросам гениев, можно сказать, что, если только так и может свободное человеческое существо эволюционировать и возноситься к истинной жизни высшего порядка, то весь процесс, безусловно, оправдан.

В попытках глубже проникнуть в эти тайны не следует забывать, что мы жестко ограничены рамками того скромного уровня жизни, который собой являем. Но мне кажется, что нижеследующее сравнение из природного мира может все же послужить символическим объяснением цели процесса.

Если взять чистый золотой песок, смешать его с алмазами, смочить изысканными духами и посеять семена, то ничего из этого не выйдет. Но если вскопать грядку, перемешать землю с навозом и засеять эту грядку семенами, то семена дадут сначала всходы, а потом превратятся в прекрасные цветы.

Выражаясь аллегорически, темная навозная среда не нравилась семени. И оно использовало почву как точку опоры, чтобы нежный росток, пробиваясь сквозь жирный грунт, преодолевая силу земного притяжения, вышел к золотому солнцу и синему небу. Но если бы семя удовлетворилось своим темным обиталищем и решило в нем остаться, то оно бы просто умерло и разложилось.

Очень может быть, что глубокая меланхолия и неудовлетворенность тем, как вообще устроена жизнь на Земле, которую столько раз высказывали гении, имеют не только основание, но и достойную цель. Неудовлетворенность нынешним порядком жизни заставляет искать лучшего. И когда человек понимает, что сам он есть и будет бессилен предотвратить наступление враждебного хаоса, то это приводит его к смирению, он просит о помощи и руководстве у Того, Который выше его.

Сказанное не значит, что дисгармония в природе, человеческий грех и сопутствующий им хаос необходимы как инструменты, чтобы указать человеческой душе путь к восхождению. Это всего лишь временные и, может быть, неизбежные побочные результаты процесса, которые в конце концов отпадут, рассеются и станут восприниматься как плохой сон. Но что действительно необходимо для восхождения человеческой души – это свободная в известных пределах воля и не только возможность наблюдать, как во благо или во зло пользуются ею он сам и другие, но иногда даже и возможность страдать от последствий.

В наше время невозможно больше буквально воспринимать библейское повествование о сотворении мира, но в нем несомненно заложены зерна Божественной истины, которая проглядывает в загадочных символах. Это, прежде всего, рассказ о древе познания добра и зла, растущем на границе между смертью и бессмертием. То, что я собираюсь сказать, не следует считать толкованием, а тем более, –  толкованием авторитетным. Просто библейский рассказ, наряду с другими данными, наводит на определенные мысли и, думается, что направление их не совсем неверно.

Очевидно, к бессмертию вели два разных пути. Один был безболезнен и сравнительно прост: он не требовал ничего, кроме полного послушания. Кажется, однако, что от существа, которое движется этим путем, и не ожидалось, что оно станет чем-то большим твари. Оно оставалось тварью, может быть, очень покорной и чистой, но все же чем-то вроде автомата, ибо тварь, не знающая разницы между добром и злом, вряд ли вообще может что-то знать, и, сомнительно, что ей присущи достоинство и сила сознательного существа Высшего Порядка.

Я убежден, что вдохновение и интуиция позволяют художникам, как и пророкам, проникать на какое-то короткое время в загадки иного мира и потом в символах запечатлеть то, что им открылось.

Частый сюжет религиозного искусства – это Ангел, изображенный в виде младенца или только головы младенца с маленькими крылышками. Это изображение символизирует бессмертное человеческое существо, вечно пребывающее ребенком и никогда не достигающее зрелости. Это символ чистоты и непорочности, но на мысль об интеллекте и силе он не наводит.

Второй путь – трагический и бурный. Более того, он именно опасен в самом прямом смысле слова, ибо если при неудаче он не приводит к истинной жизни, то возникает опасность вечной погибели и небытия, и сказано, что многие, кто пойдет этим путем, действительно погибнут. На этом пути разница между добром и злом познается непосредственно и трудно. Совершенно другой вопрос, действительно ли Бог запретил идти этим путем или лишь предостерег, что на нем ждут страдания и опасности.

Нельзя сказать, что этот трудный путь был предназначен человечеству примерно за 4000 лет до Рождества Христова. Он был определен общим прогрессом жизни на этой планете по крайней мере 10, а может быть, и 100 миллионов лет назад, так что и в прямом, и в переносном смысле это могло произойти только по воле Создателя, может быть, в зависимости от каких-то других факторов, которые находились вне воли и сознания человека. Этот процесс, продвигаясь к своей завершающей стадии, напитал нашу планету человеческой кровью и слезами, его сопровождали земные страдания Христа, непосредственное, загадочное, верховное вмешательство в поток земной жизни.

Те, кто преодолевает этот трудный путь, познавая разницу между добром и злом, делая сознательный и твердый выбор, прося Бога о ниспослании крупицы истинного бессмертия, в конце концов могут получить эту крупицу и родиться в Вечную Жизнь.

Пока этот процесс продолжается, пока нет окончательного решения в пользу добра и против зла, в пользу истины и против лжи, в пользу Божественного Провидения и против мятежного своеволия, которое поддерживают злые силы, до тех пор смерть будет абсолютной необходимостью. Она есть предохранительный клапан, ставящий предел страданиям и горю, которое одно человеческое существо может причинить другому. Она ставит предел власти и злобной гордости жестоких гонителей и тиранов, которые то и дело появляются среди людей. Если бы при нынешних условиях не было естественной смерти, это могло бы уничтожить свободу воли, превратить весь процесс в вопиющую бессмыслицу, а жизнь на Земле – в ад. Пока интеллектуально прогрессирующая жизнь несовершенна, смерть есть необходимость. Если бы она была совершенна, то смерть была бы безобразным абсурдом.

Тема нашего разговора наталкивает на дерзкое предположение о связи, которая, может быть, существует между предназначением человека и необъятной Вселенной, хотя кажется, что Вселенная равнодушна к тому скромному уровню развития жизни, который мы собой представляем. Чтобы развить это предположение, полезно поставить себя на место независимого наблюдателя, не относящегося к человеческому роду, а просто оказавшегося на Земле. Наблюдатель мыслится существом с интеллектом и познаниями, которые соответствуют нашему интеллекту и познаниям; в наших рассуждениях он нужен для того, чтобы исключить какую бы то ни было предвзятость, какое бы то ни было влияние устоявшихся представлений и строить заключения только на основании очевидности и объективных гипотез. Наблюдатель мыслится личностью религиозной, ибо предполагается, что вполне развитое рациональное существо таковым и должно быть, если оно сообразуется с теми данными, которые получает через разные отделы сознания и души. Он признает, что во Вселенной есть два вида реальности – материя и жизнь. Термины эти не вполне удовлетворительны, но за неимением лучших воспользуемся ими. Что касается материи, то имеющаяся у нас информация относится к сфере, диаметром примерно в миллиард световых лет, или 6 миллиардов триллионов миль. Вселенная, разумеется, еще больше, но и та часть, которую мы можем наблюдать, поражает огромностью, порядком, великолепием, невероятным зарядом энергии и математической точностью функционирования. Вселенная славит Создателя и служит доказательством Его мудрости и всемогущества.

Что касается жизни, то наши непосредственные знания ограничены лишь теми ее видами, которые можно наблюдать на небольшой планете диаметром около 8000 миль. С точки зрения воображаемого наблюдателя, планета эта совершенно случайно выбрана из триллионов ей подобных. У нас нет достаточных материальных данных, чтобы утверждать, что где-то, помимо Земли, существуют те или иные формы жизни. Но нет достаточных данных и для того, чтобы это отрицать. Некоторые держатся того мнения, что если Земля и не единственная планета, на которой есть жизнь, то во всяком случае на Земле находятся наиболее развитые ее формы. С точки зрения теорий вероятности это маловероятно.

Жизнь на Земле пребывает в постоянных противоречиях и изменениях. Есть, однако, ряд законов, проявляющихся с такой неукоснительностью, что возникает мысль, не есть ли это законы более общего порядка, применимые ко всем или хотя бы к большей части форм жизни, существующих во Вселенной. Вот некоторые из них:

1. Не зарегистрировано ни одного случая возникновения жизни из мертвой материи, без живого предшественника.

2. Не зарегистрировано ни одного случая возникновения высших форм жизни сразу в законченном виде. Возникновению высших форм всегда предшествовал длительный процесс эволюции.

3. На вышеуказанный процесс эволюции иногда смутно намекает быстрое развитие эмбриона.

Таким образом, будущий носитель человеческой жизни сначала появляется в виде микроскопического живого существа, слепого, глухого и безмозглого; затем развивается в нечто сходное с рыбой; потом получает вид зародыша млекопитающего, так что ни один специалист не отличит его от зародыша обезьяны или собаки, и, наконец, превращается в человеческое существо. Все эти трансформации умещаются в непостижимо короткий срок – 9 месяцев. Но это символ процесса, для завершения которого потребовался примерно миллиард лет.

Обычно уровень интеллекта живых существ значительно повышается с увеличением прозрачности среды обитания. Поэтому в темной, непрозрачной среде или в органах других живых существ могут обитать только бактерии и микробы, стоящие на самом низком уровне развития интеллекта; в чистой воде живут существа более высокого интеллекта; существа самого высокого интеллектуального уровня населяют земную поверхность, то есть живут в наиболее прозрачной среде — воздухе. Кроме того, высокий интеллект, по-видимому, нуждается для своей деятельности в больших пространствах. Причем, важен именно фактор умственного развития, а не размеры тела. Домашние животные могут довольствоваться загоном, крокодилам или бегемотам нужно болото или озеро. А человек, подгоняемый жаждой знаний, исследует каждый уголок Земли, включая полярные районы, неприступные горы, пустыни и т. п. В интеллектуальном отношении он начинает это чувствовать, Земля ему становится мала. Следовательно, при еще более высоком развитии интеллекта потребуется еще более прозрачная среда и обширнейшие пространства, то есть пространства космические, с находящимися в нем небесными телами, не говоря о других известных и неизвестных реальностях. Тот факт, что мы не видели этой жизни и не можем представить ее себе, что в межзвездном пространстве такая жизнь, как на Земле, существовать не может, не может, конечно, служить доказательством того, что там не может быть совершенно отличных видов сознательной жизни.

Пространство не мертво, не пусто и не темно. Пространство наполнено светом и излучениями, сильнее – вблизи звезд, но, так или иначе, – везде. Известный астроном проф. Джинс сказал: «Современная физика обнаруживает тенденцию разложить всю материальную Вселенную на волны, и только на волны. Это волны двух видов: замкнутые волны, которые мы называем материей, и незамкнутые волны, которые мы называем излучением или светом». Следовательно, то, из чего сделана материя, существует в космосе в избытке. Кроме света и других форм радиации, гигантский свод звезд и галактик, то есть астрономическое небо, содержат в себе еще одну важнейшую и совершенно конкретную реальность – неизвестного и непредставимого носителя гравитации. Эта загадочная действующая сила, преобразующая первобытный хаос в величественное единство Вселенной. Как инженер-практик я могу сказать, что проводник, передающий удивительную силу гравитации, необходимо реален и конкретен на любом отрезке пространства, отделяющем Солнце от Земли и других планет. И несмотря на это, до сих пор не удалось объяснить его природу или обнаружить следы его существования, ибо сила эта не имеет как будто ни массы, ни веса, ни других физических свойств, за исключением огромной мощности и бесконечной эластичности.

Земля, вращаясь вокруг Солнца, управляется силой притяжения примерно в 3,6 миллиона триллионов тонн. Если бы заряд равной силы передавался по стальной проволоке, то ее диаметр оказался бы примерно равен диаметру Земли. Можно показать, что при определенных условиях сила притяжения способна передавать напряжение в сто раз больше, чем может вынести стальная проволока высокого качества равного поперечного сечения. Невидимый носитель гравитации пересекает миллиарды миль холодного открытого пространства с той же легкостью, с какой пронизывает плотную массу Земли или ужасающе горячие недра Солнца. Мы не знаем его скорости, но имеются основания думать, что скорость его значительно больше скорости света.

Невидимые и неуловимые провода огромной мощности и бесконечной эластичности, связывающие Солнечную и другие небесные системы, остаются для нас великой и внушительной тайной. Современное выражение «изогнутое пространство» не раскрывает этой тайны, а только дает ей новое название. До недавнего времени все веревки, употребляемые человеком, делались из органического материала, такого, как кожа и шерсть животных или волокна растений. Это значит, что тело человека формировалось главным образом из того же материала, из которого сделана веревка. По аналогии разумно было бы заключить, что «тела» небесных живых существ могут формироваться из того же материала, из которого Великий Архитектор делал таинственные провода, связывающие Его Вселенную. Существа, сделанные из такого или ему подобного сверхматериала, очевидно, невидимы, неосязаемы, неразрушимы и вполне приспособлены как к холодному межзвездному пространству, так и к невообразимо горячим недрам звезд, не говоря уже о поверхности планет. Никакие физические тела не могут помешать их движению, хотя сами они могут, очевидно, оказывать на них влияние, даже на свет.

Другой компонент, который, очевидно, существенно необходим для жизни, –  это энергия. Космические пространства, конечно, обильно заряжены энергией. Жизнь и другие земные феномены возможны благодаря тому, что Земля получает из космического пространства энергию в виде солнечного излучения, она равна примерно одной двухмиллиардной части энергии, которая рассеивается нашей звездой. Другие звезды тоже, конечно, непрестанно заряжают пространство огромным количеством энергии в форме света и радиации. И даже, с нашей точки зрения, перехват любого количества энергии не потребует чуда. Но эта форма энергии может быть и не нужна для живых существ высшего порядка. Они непосредственно получают более высокие формы энергии, которыми, конечно, в избытке располагают Небеса – Вселенная.

Как уже говорилось, интеллектуально развитые формы жизни на Земле были результатом длительной эволюции, причем процесс, как правило, начинался укромно и замкнуто. Главные стадии этого процесса во многих случаях отражаются в развитии, предшествующем рождению. Например, орел начинает свою жизнь вовсе не сильной, реющей в небе птицей. Сначала это крошечный кусочек живой ткани в теле матери, потом – в теплой и хорошо защищенной внутренности яйца, и только на следующем этапе достигаются сложение и сила, которые позволяют орлу свободно парить над горами. Это, по-видимому, общее правило, и человек тут тоже не исключение.

По аналогии можно, пожалуй, предположить, что обладающие несравненным интеллектом и силой живые существа, которые могут населять Небеса – Вселенную, тоже начинают свое существование в небольшом защищенном пространстве. По сравнению со Вселенной таким пространством может считаться планета – это что-то вроде «яйца».

Научный и культурный прогресс последних столетий заставил отказаться от прежних представлений о рае и аде. Грубую аналогию с земными чувствами и воззрениями заменила идея о том, что небеса абстрактны и сводятся просто к состоянию ума и к радости постоянного общения с Богом в каком-то нематериальном и несколько ирреальном пространстве. Реальная Вселенная, о необъятности и чудесах которой раньше ничего не знали и не подозревали, с наступлением новых времен была как-то исключена из представлений о будущей жизни, по крайней мере, об этом не думали.

Я думаю, что к этому надо отнестись по-новому. Современная наука развернула перед нами величественную картину огромной и упорядоченной Вселенной. Ее размеры, сложность, красота, целесообразность, математически точное действие законов ее функционирования не оставляют сомнения в том, что создана она была не напрасно. Она должна иметь высокое назначение и цель, которые соответствуют ее величию и бесконечной славе Архитектора. Немыслимо представить себе, что Вселенная – это мертвый механизм, в котором нет жизни, кроме одного или нескольких скоплений несовершенных смертных существ невысокого интеллекта, которые загнаны на какие-то незначительные планеты и в нынешнем своем виде навсегда лишены возможности общаться друг с другом или вырваться в свободный простор и великолепие универсума. Несомненно, должна быть жизнь высшего порядка, которой возможно передвигаться от звезды к звезде, от одной галактики к другой, участвовать в действе, любоваться неописуемой красотой и чрез Вышнее Водительство умственно и духовно вступать в единение с целым, как физически она вступает в единение с целым благодаря гравитации, свету и, может быть, другим факторам, которые нам неизвестны.

На маленькой Земле разумный человек находит массу впечатляющего, вдохновляющего, прекрасного и чрезвычайно интересного для изучения и творчества.

Поэтов, художников, ученых, да и просто обыкновенных людей всегда, например, привлекали своей величественной красотой горы. Но представим себе иные горы. Высотой в сотни миль. Красным и синим переливающиеся горы огня. Они исполнены жизни, они мгновенно меняют очертания и высоту, они танцуют. Время от времени зрелище это сменяется еще более невероятным. Из дыбящихся гор вырывается вдруг фонтан алого и золотого пламени. Разве можно допустить, что ни одно живое существо никогда не восхитится этим зрелищем, не напишет о нем поэму или, по крайности, не подойдет к нему с научной меркой? Нашими глазами мы, конечно, никогда не сможем наблюдать поверхность звезды. Но несомненно есть и будут какие-то другие живые существа, которым это зрелище доступно. Это всего лишь один пример. Из нашего земного кокона мы не можем себе даже приблизительно представить размаха, красоты, необычайности явлений природы, скоплений, отличной от нашей жизни, и множества прочих чудес.

Если спросить ребенка, да и любого простодушного человека, где небо, он, скорее всего, укажет вверх. Астроном поступит так же, хотя он-то не так прост. Солнце и звезды привыкли называть небесными телами, имея в виду, что они находятся на небе. И хотя все это так и есть, я твердо верю, что идея Неба и Царства Небесного, кроме того, что она относится к состоянию ума и тесной связи между человеком и его Создателем, имеет совершенно конкретное наполнение, отсылая к территории Небесного Царства, которое есть вся Вселенная.

Нередко люди спрашивают: «Если высшая жизнь реальна, то почему никто не вернулся назад, чтобы рассказать нам о ней?». Можно ответить, что взрослый орел не может вернуться в яичную скорлупу. Я думаю, что это одна из причин, но, несомненно, есть и другие. Возможно, бессмертие находится примерно в том же отношении к нашему земному существованию, что наша нынешняя человеческая жизнь к мертвой материи. Человеческая душа, хоть состоит она и не из плоти и крови, есть все же только высшее проявление земной жизни и поэтому не может стать бессмертной собственными силами.

Можно заключить, что финальная стадия эволюции души в пределах земной жизни состоит в том, чтобы внутренним усилием и молитвой развились желание получить и сила выдержать бремя Вечной Жизни, которая проникнет в душу после смерти тела, сожжет все остатки зла, начнет и направит рост бессмертного существа, которое будет обладать силой, интуицией, интеллектом, восприимчивостью, подвижностью и другими качествами, которые находятся за пределами того, что мы можем вообразить или представить.

Нет сомнения, что рождение в Вечную Жизнь – это не символ, и даже не внутренняя перемена или обращение. Это реальное событие, которое происходит в соответствии с естественными законами высшего порядка, оно такой же реальный факт, как и земное рождение.

Я должен еще и еще раз подчеркнуть, что приведенные здесь аналогии относятся только к части вопроса, и эта часть не обязательно главная. Главное загадочно и таинственно, и мы, вероятно, не способны отчетливо его разглядеть с нашей нынешней позиции. Всегда следует помнить, что мы пытаемся постичь абсолютное и вечное с позиций временного и относительного. Мы все еще находимся внутри противоречивого, бурного процесса земной жизни, враждебный хаос обступает со всех сторон. Однако все это не исключает уверенного оптимизма, если принять основы христианства как реальный факт. Несмотря на то, что зло и смерть оказываются сильнее уязвимого, обреченного смерти существования нынешнего порядка, торжество вечной, высшей жизни бесконечно сильнее настоящих несовершенств и смерти, вместе взятых. Эволюция, совершенствование человеческой души в подготовке к тайне перехода на высший уровень жизни — это самое важное из того, что происходит на Земле. Именно это наполняет высоким, прочным смыслом земную жизнь.

1949г. 

http://magazines.russ.ru

(Сокр.Отсутствует глава «Эволюция души»)