Последнему «Суворову» Росс.Империи — 160 лет. День рождения генерала Юденича — главнокомандующего русских сил северо-запада России.(Видео).

"У русской  Б☦лой гвардии одна цель — изгнать большевиков из России. Её единственная программа — долой большевиков!", — ген. Юденич.

Генерал Юденич должен был стать кавалером ордена Св.Георгия всех степеней. Таких кавалеров в истории Русской армии было всего лишь четверо: фельдмаршалы Кутузов, Барклай-де-Толли, Дибич , Паскевич. Генерал от инфантерии Николай Николаевич Юденич мог не только стяжать лавры "второго Суворова", но и славу лучшего русского полководца ХХ века. Мало кто знает, что благодаря Юденичу Российская Империя должна была обрести проливы Босфор, Дарданеллы и Константинополь — колыбель Православия.
 
Николай Николаевич Юденич выходец их дворян Минской нубернии родился в Москве в июле 1862 года. По окончании Александровского военного училища был произведен в подпоручики. Окончил Академию Генерального Штаба. В русско-японскую войну командовал полком. В 1905-1906 гг занимался умиротворением Кавказа (боролся с левым терроризмом). С началом мировой войны начальник штаба Кавказской армии.
Армия проводила победоносные операции против турок. В 1915 году Государь назначает Юденича командующим Кавказской армией. Блестящая победа под Саракамышем, взятие неприступной крепости Эрзерум, захват Эрзинджана создали генералу Н. Н. Юденичу репутацию умного и грамотного полководца (См. Д. Руднев «Юденич, генерал от инфантерии». Журн. «Политика», № 1, 1990, Таллин, Изд. : «ЦК КПЭ», с. 101). После февральского переворота возглавил Кавказский фронт. В апреле 1917 года вступив в конфликт с правительством Керенского, ушел в отставку и уехал в Петроград. В октябре перешёл на нелегальное положение, участвуя в создании подпольных офицерских организаций.
В ноябре 1918 года Юденич перебирается в Финляндию, в которой скопилось около 20.000 русских людей, из них 2 — 3 тысячи офицеров. Он пытается заручиться поддержкой Антанты для создания белых сил на Северо-Западе России. Однако, бывшие союзники встретили холодно его проект. Финны тоже отказали в помощи, требуя признать их
независимость. Наконец, адмирал Колчак, которого руководители белых сил и союзники признавали Верховным Правителем России, назначил Н. Н. Юденича главнокомандующм всех русских вооруженных сил на Северо-Западе России. Именно в этом качестве генерал Юденич вошел в историю гражданской войны.
Генерал от инфантерии Н. Н. Юденич был, пожалуй, единственным из командующих белых армий, который по своим убеждениям был твердым монархистом, не изменившим присяге своему Императору. Он был уверен в восстановлении Российской Империи во всей её полноте и ради этого принял участие в борьбе с красными.
Убедившись в бесперспективности своих попыток сделать Финляндию базой для создания нового фронта для борьбы с большевиками, генерал сосредоточил свое внимание на Северном корпусе, который после тяжелых боев отошел из Пскова на территорию Эстонии. Он был противником независимости самопровозглашенных республик на территории России, но был вынужден проявлять в этом вопросе осторожность, чтобы не вызвать конфликта с лидерами прибалтийских сеператистов, контролировавших в то время территорию края. Поэтому, Н. Н. Юденич был вынужден терпеть соглашение непосредственного командования корпуса с эстонцами о принятии Северного корпуса под общее командование так называемой эстонской армии во время пребывания на территории Эстонии в обмен на некоторое снабжение.
Генерал Юденич сохранял свой штаб в Гельсингфорсе в Финляндии с тем, чтобы не попасть в зависимость от эстонского командующего Лайдонера. Постепенно ему удалось наладить снабжение корпуса снаряжением и оружием, поступавшим от стран Антанты.
Впрочем, не обходилось и без подвоха, в основном, со стороны англичан. То они рапиры фехтовальные вместо стрелкового оружия пришлют, то новые орудия без замков и т.д. Настоящий саботаж.
Непосредственно в Эстонии командование корпусом осуществлял полковник (позднее генерал) Родзянко. Интригуя против Юденича, он открыто заявлял Лайдонеру, что готов признать независимость Эстонии. Поэтому, эстонские сепаратисты, или, как говорят сегодня, члены самопровозглашенного (самоназванного) правительства, делали ставку на Родзянко, а к Юденичу относились враждебно. Но для большинства военнослужащих корпуса позиция генерала Юднича была ближе, чем мнения его оппонентов.
Эстонские власти, представлявшие собой враждебно настроеных к России местных националистов, были вынуждены терпеть на своей территории белые силы русских, так как за Нарвой стояли подразделения красных. В борьбе с ними белых сил эти власти были кровно заинтересованы. Сосредоточенный на рубеже реки Наровы Северный корпус рано утром 13 мая 1919 года начал наступление в направлении на Петроград. Вдоль южного побережья Финского залива двинулись эстонские части. Наступлением Северного корпуса руководил Родзянко, старавшийся держать себя самостоятельно по отношению к главнокомандующему и его гельсингфорскому штабу.
Развивая наступление, белые войска овладели Гдовом, Ямбургом и Псковом. В конце мая корпус подошёл к Луге, Ропше, Гатчине, а в июне вышел к стенам фортов «Красная Горка», «Серая лошадь» и «Обручев», где вспыхнуло антибольшевистское восстание. Но непосредственно в соприкосновение с фортом «Красная Горка» вступил Ингерманландский полк эстонской армии, находившийся в оперативном подчинении Северного корпуса. К ним вышли парламентеры восставших с сообщением, что ворота форта они откроют только русским военным властям. Ингерманландцы расстреляли парламентеров. Восставшие не пустили их в форт. Время было потеряно и красным удалось подавить восстание. Возможность прорваться в город была сорвана.
Командующий корпусом Родзянко разоружил и распустил эстонский полк. Это создало конфликт с Лайдонером. Подобный случай был не случайностью, а скорее закономерностью взаимотношений так называемой эстонской армии и русских белых войск. Использовав максимально все, что было возможно в своих интересах из борьбы белых с красными эстонцы платили взамен враждебностью и предательством.
9 июня корпус был преобразован в армию, позднее переименованную в Северо-Западную. 21 июня началось контрнаступление красных и белые войска были оттеснены на нарвско-гдовский плацдарм. После этого неудачного наступления на императорскую столицу генерал Юденич усиливает свой контроль над армией. Он начинает подготовку нового похода. Встреча с эстонским командующим Лайдонером закончилась ничем. Спасенные совсем недавно солдатами русских белых сил от наступления большевиков лидеры эстонских националистов не собираются благодарить за пролитую русскую кровь. Лайдонер требует от командования Северо-Западной армии признать независимость Эстонии.
Но это было непримелимо для русского генерала. Он знал, что действует на русской территории, которая именуется Эстляндской губернией, а что касается самоназванного эстонского правительства, то генерал не раз называл его в своём кругу бандой уголовных преступников достойных петли.
Однако, англичане, желавшие ослабления и расчленения России вели и тут свою грязную игру. Генерал Марш, состоявший когда-то британским военным атташе при наместнике Кавказа графе Воронцове-Дашкове уже получил по носу от русского чиновника за свои интриги. Сейчас Марш был в более выгодном положении и на этот раз его интрига сработала. Этот британский военный за спиной генерала Юденича пригласил в английскую миссию в Ревеле членов Политического совещания, (органа, помогавшего командованию белой армии организовывать её снабжение), а также некоторых местных русских общественных деятелей. Собрав этих людей, Марш потребовал от них немедленного формирования «правительства» Северо-Западной области. Шантажируя собравшихся, в случае их отказа, прекращением снабжения русской армии союзниками, он заставлял так называемое «правительство» признать независимость Эстонии. Буквально за несколько минут все эти требования были выполнены людьми, которых никто на это не уполнамачивал. Узнав об этой неприглядной истории, генерал Юденич был возмущен подлостью английской стороны.
Британский МИД был вынужден оправдываться перед представителем Колчака Набоковым, что им ничего неизвестно о «фантастических мероприятиях генерала Марша». После же осуждения главы английской миссии в крае генерала Гофа правительством США в связи с формированием самоназванного правительства, генерал Гоф был отозван. Что же касается областного правительства, то генерал Юденич решил сформировать его после взятия Петрограда, тем более что по указанию командующего в городе в подполье был подготовлен кабинет во главе с профессором Быковым. Несмотря ни на что, генерал начал тщательно готовиться к новому наступлению на Петроград.

Однако, узнав, что в сентябре 1919 года представители Пятса сели за стол переговоров с большевиками главнокомандующий русскими силами Северо-Запада вынужден был начать наступление раньше, чем запланировал. Наступление велось силами в 18.000 штыков и сабель.
На рассвете 28 сентября 1919 года 2-й корпус Северо-Западной армии нанес удар по левому крылу противника и, прорвав его укрепления, занял Струги Белые Через неделю 1-й корпус штурмует Ямбург. В этот момент генерал Юденич берет на себя непосредственное руководство военными операциями. Вслед за Ямбургом освобождены Луга, Гатчина, Красное Село, Царское Село, Павловск. Солдаты уже крестятся на крест купола Исаакиевского Собора. Началось сражение за Пулковские высоты. В 20-ых числах октября наступает пауза. Ожесточенные бои у Красного Села сменяются отступлением. В полном порядке с боями армия откатывается на запад. Вслед за собой ведут 10.000 пленных и 40.000 беженцев, уходящих от красных.
Генерал Юденич несколько раз обращается к Лайдонеру с просьбой пропустить его части на территорию Эстонии. Но самоназванные власти уже приняли решение о «нежелательности» присутствия белой русской армии на территории Эстонии и о разоружении тех ее частей, которые попытаются перейти на левый берег Нарвы. (См. О. Калкин «На мятежных рубежах России» Псков «Псковское возрождение» 2003, стр. 23).
Неудача Северо-Западной армии на подступах к Петрограду была связана в значительной степени с отсутствием английского флота, который должен был огнем своих орудий нейтрализовать артиллерию Кронштадта и особенно форта Красная Горка. Вместо этого английский флот находился у Риги и действовал против Западной армии Бермондта, который, в нарушение приказа Юденича начала свои собственные военные действия в Лифляндии. Поведение Бермондта было обусловлено позицией немцев , которые в тот момент не желали захвата Петрограда Юденичем, так как считали, что этом случае в новом правительстве России будет сильно влияние Антанты.Часть немецких войск находившихся в Латвии была эвакуирована в Германию, а оставшиеся заключили договор с командующим Западной армией Бермондтом о том, что они втупают в его армию и в будущем получат русское гражданство и земли в Прибалтике для поселения. В следствии этого армия Бермондта выросла до 50.000 штыков. То, что Западная армия на 2/3 состояла из немцев и они же контролировали её штаб привело к такому же контролю над командованием всей армией. 8 октября 1919 года началось наступление этих сил на Ригу. Странам Антанты это не понравилось и она отправили объединенный англо-французский флот против войск Бермондта. 15 октября этот флот начал обстрел позиций Западной армии. Взять Ригу Бермонту не удалось. Началась эвакуация его армии из Прибалтики. Этими предательскими действиями Бермондта и стоявших за ним немцами были в значительной степени подорваны возможности Северо-Западной армии под Петроградом.
28 ноября Н. Н. Юденич сдает командование Северо-Западной армией генерал-губернатору Северо-Западной области П. В. Глазенапу.
Он еще пытается спасти то, что еще можно, но клика Пятса уже возобновила переговоры с большевиками о мире и разменной картой здесь становятся русские воины. Эстонские власти начали открытый грабеж имущества Северо-Западной армии. Только в одной Нраве эстонцами было присвоено 120 вагонов с санитарным грузом, одеждой и личными вещами военнослужащих. Подходивших к эстонским позициям северо-западников грабили в полном смысле этого слова. Снимали новые шинели, сапоги, золотые кресты и обручальные кольца. Тех, кто соглашался сражаться дальше бросали под Нарву. Там было сосредоточнео до 10.000 северо-западников. Они отбивали атаки красных, а эстонцы подсчитывали свои дивиденты на русской крови. Если северо-западники отстоят Нарву, значит требования эстонцев на переговорах с красными будут большими, если нет придется вести себя поскромнее. Эта подлая политика поддерживалась Англией, которая вела свою игру с Советами. Британцы предлагали Троцкому и Ленину свою поддержку в обмен на уничтожение Балтийского флота. Если бы большевики согласились на сделку, то не было бы никакой эстонской независимости. 17 декабря 7-ая армия красных делает последнюю попытку штурма Нарвы, но опять безуспешную. Тем временем в Юрьеве идут переговоры. Наконец, за уничтожение Северо-Западной армии эстонцы получают 1000 км Псковских и Принаровских земель с 60.000 русского населения.
По договору заключенному 2 февраля 1920 года за свой подлый удар в спину они также получают 15.000.000 золотых рублей. После прекращения огня начинается массовый террор, который предприняла клика Пятса в отношении десятков тысяч русских людей.
Тысячи беженцев с малыми детьми на руках положили на снег и окружены эстонской охраной. От голода и холода вымирают целые семьи. Еще за долго до прихода фашистов эстонские власти практиковали фашистские методы геноцида русского населения края. Эстонцы обвиняют советское правительство в депортации 30.000 местных жителей на Север, из которых по естественным причинам умерло около 1000 человек. Однако, в отличие от держиморд Пятса — Лайдонера, терроризировавших русских в 20 — 30-ые гг эстонцев отправляли в 1941 и 1949 гг на поселение, т.е. в дома, где жили люди.
Вот что рассказывает о сложившейся в 1920 году ситуации в Эстонии «Секретный доклад», анализировавший неудачу борьбы белых сил на Северо-Западе России, опубликованный в 1922 году (См. «Секретный доклад» в кн. «Архив русской революции», т. 2 /сост. И. В. Гессен. М : «Современник», 1991, с.207): «В январе 1920 года эстонцы начали мирные переговоры с
большевиками. Северо-Западная армия была оттеснена в Эстонию, где ее преследовали, оскорбляли и разоружали. Дошло до ареста самого Юденича, которого спасло энергичное вмешательство французского представителя. Русских начали убивать на улице, запирать в тюрьмы и концентрационные лагеря, вообще притеснять всяким способами. С беженцами из Петроградской губернии, число коих было более 10.000 , обращались хуже, чем со скотом. Их заставляли сутками лежать при трескучем морозе на шпалах железной дороги. Масса детей и женщин умерло. Все переболели сыпным тифом. Вообще картина бедствия была такова, что если бы это случилось с армянами, а не с русскими, то вся Европа содрогнулась бы от ужаса.» В одной только Нарве от тифа умерло 10.000 солдат и офицеров северо-западников. Они были практически заблокированы в городе эстонцами и лишены какой-либо помощи.
Одна из лучших частей Северо-Западной армии — Талабский полк был полностью уничтожен эстонцами, загнавшими его военнослужащих в ледяную воду реки, после чего они были расстреляны из пулеметов с двух противоположных берегов. Об этом злодеянии впоследствии сообщил чудом спасшийся из этой бойни офицер Кузьмин.
Оставшихся в живых русских людей преступная клика Пятса-Лайдонера отправила на лесоповал, в шатхы, в концлагерь. Если это не геноцид русских, развязанный в 1920 году властями Эстонии, то что это? Нет сомнения в том, что те, кто творил это вполне заслужил свою историческую судьбу и расплату за злодеяния. Когда-то великий русский реформатор П. А. Столыпин заметил, что в политике нет мести, но есть последствия. Именно поэтому 1940 год наступил вследствии принятых решений в 1920 году. 28 января 1920 года генерал Краснов подписал приказ о расформировании Северо-Западной армии. На следующий день генерал от инфантерии Н. Н. Юденич, сдав имевшиеся у него средства ликвидационной комисии, уехал в Лондон.
Впоследствии генерал Юденич обосновался во Франции близ Ниццы, где и скончался 5 октября 1933 года.
Об авторитете генерала Юденича в среде профессиональных военных белой эмиграции свидетельствует сводка ГПУ о состоявшемся в марте 1922 года в Белграде совещании командования Русской Армии под председательством генерала Врангеля (См. Шишов А. В. Юденич. Генерал суворовской школы. М. : Вече, 2004) Из этой сводки явствует, что собравшиеся обсуждали план возможного вторжения Русской Армии на территорию России, контролируемую коммунистами. Участники совещания приняли решение в командном составе РА всех военных выскочек гражданской войны заменить на командиров имеющих опыт германской войны.
Главнокомандующим РА планировалось назначить генерала Юденича. Себя генерал Врангель планировал на должность начальника конницы. При этом надо учесть, что сам Юденич на совещании отстутствовал, т.к. не принимал участия в политической жизни русской эмиграции. Он даже врятли догадывался об отводимой ему роли.
Но этот факт свидетельствует о высокой военной репутации бывшего командующего Кавказским фронтом разгромившем на Кавказе все превосоходящие турецкие силы снабжавшиеся Германией и руководившиеся германскими офицерами.

По материалам книги О. Ю. Морозова "Передел".

Юденич. Рыцари тернового венца.Режиссер А. Кирисенко.