На краю Руси обширной,
Вдоль уральских берегов,
Поживает тихо, мирно,
Войско кровных казаков.
Знают все икру Урала
И уральских осетров,
Только знают очень мало
Про уральских казаков.
Казачья песня
Русская земля Казахстана.
Автор-Григорий Миронов.
Современный Казахстан — государство, в котором зреет огромный конфликтный потенциал. Очень долгое время там делается всё, чтобы выдавить русское (и другое европейское) население из страны, увеличив тем самым процент титульного народа. И эта программа даёт ощутимые результаты. За время многолетнего президентства Назарбаева процент русских снизился с 37% в 1989 году до 23% в 2014-м и продолжает снижаться. Привлечение более 1 млн так называемых оралманов (казахов-репатриантов из разных стран мира) ещё больше осложнило межнациональные отношения в регионе. Официальными властями это поощряется из-за потенциального сепаратизма тех регионов, где казахов не так много. Обращена эта политика главным образом против русских, которых в Казахстане считают «пятой колонной Москвы». А между тем есть целые области, где русское население проживало исторически — это Южная Сибирь и Семиречье. Но самой давней нашей территорией Казахстана по праву считается земля на правом берегу реки Яик (ныне именуется Урал) — родина яицких, или, как их ещё называют, уральских казаков. Эти земли начинаются от границ Оренбургской области и тянутся до берегов Каспийского моря.
Исконная земля яицких (уральских) казаков
Немного истории
Происхождение уральцев большинство историков связывают с донскими казаками, которые вытеснили ногайцев и мигрировали к востоку, на реку Яик (Урал), основав на новом месте несколько своих поселений. Первое письменное упоминание об яицких казаках встречается в летописи 1591 года, где говорится об их служении русскому Царю в походе на Северный Кавказ. Эту дату и считают основанием войска. Позже к войску присоединилось огромное количество беглых русских крестьян, бывших крепостных из Поволжья и Центральной России, что видно по фамилиям некоторых местных казачьих родов — Саратовцевы, Рязанцевы. Малороссийский компонент был весьма незначительным, абсолютно преобладал великорусский. Кроме того, в казачество в разное время вливались и ассимилировались значительные массы инородцев — женщины нерусских народов, которых казаки «добывали», например, татары; даже пленные шведы после русско-шведской войны. Но по переписи войска 1723 года нерусских народностей уже практически не выявлено. Яицкие казаки не только охраняли рубежи государства от диких орд кочевников, но и активно привлекались для колонизации других районов Средней Азии, Северного Кавказа и Сибири. Основными занятиями уральцев были земледелие, рыболовство и добыча соли.
Отношения с предками современных казахов (тогда их называли «киргизы») у уральцев с самого начала не заладились. Рыбный промысел на реке Урал считался исключительно казачьим делом, к которому инородцев не допускали. Существовал даже обычай, что казаха, пойманного за рыбной ловлей, связывали по рукам и ногам и бросали в воду. По сути, весь период их сосуществования больше напоминал непрекращающийся военный конфликт. И хотя некоторые торговые взаимоотношения имелись, а многие казаки даже в совершенстве говорили на местных тюркских языках, чаще всего казацко-казахские отношения носили враждебный характер. Казаки не хотели уступать своей земли, реку, которая для них имела некий сакральный смысл, и захватывали новую территорию — активно участвовали во всех походах Империи, например на Хиву и Кокандское ханство. «Киргизы» же желали иметь больше земли для кочевого скотоводства за рекой. С самого XVI века началось долгое ожесточённое противостояние, которое выражалось взаимными вооружёнными набегами, захватом скота, людей и пастбищ. Азиатские казахи хотели выдавить казаков от берегов «Яика Горыныча», прорваться на более удачные пастбища на противоположной стороне, за что уральцы всю свою историю жестоко мстили обидчикам и не пускали желающих переселиться на их территорию незваных мигрантов.
Революция и красный террор
Перед революционными событиями в России и Гражданской войной уральских казаков вместе с жёнами и детьми насчитывалось около 200 тысяч человек. Войско делилось на три отдела по главным городам — Уральск, Лбищенск, Гурьев. Из-за традиционного уклада жизни и преданности традициям, казаки очень негативно встретили революцию. Уральцы оказали ожесточённое сопротивление большевикам, которые абсолютно превосходили казаков в техническом и количественном отношении. В советской историографии скрывались и мало упоминались их успешные действия против новой власти. Но в итоге казаки всё ближе и ближе прижимались к Каспийскому морю. Уменьшала количество уральцев и эпидемия тифа. В конце концов остатки уральского казачества эвакуировались в Персию, а оттуда разбрелись по всему миру. Политика расказачивания большевиков по отношению к уральским казакам по сути сводилась к поголовному уничтожению: такова была месть за успешные действия уральцев против них. Коммунисты истребляли целые станицы, репрессировали, поселяли казаков на погибель в северные районы страны и концентрационные лагеря.
Не оставили в покое коммунисты и саму землю яицких казаков. Большевики в 1920 году с присущей им беспринципностью включили бывшую Уральскую казачью область в состав новообразованной автономной «Киргизской республики» в РСФСР. Немного позже эта республика была переименована в «Казакскую» Советскую Социалистическую Республику. Но даже местные коммунисты были против такого решения. В 1921 году Вторая Уральская губпартконференция заявила: «Уральская губерния, не будучи административно связана с Киргизким краем и не тяготея к нему ни экономически, ни технически, по целому ряду причин не может быть в данное время оторвана от Москвы. Поэтому, исходя из целесообразности, необходимо признать Уральскую губернию в административном отношении подчинённой Москве».
После отказа из центра местные большевики просили отсоединить от губернии хотя бы «только русские части». Был план раздела губернии на европейскую и азиатскую с границей по реке Урал или просили предоставить местным русским автономию на месте небольшого участка по правому берегу, но всё напрасно. В 1936 году вместе с указом «О русском произношении и письменном обозначении слова „Казакская“» (было предписано заменить последнюю букву «к» на «х», и отныне писать «Казахская», а не «Казакская»), Казахской АССР предоставлялся автономной области статус полноправной республики. Но и после преобразования в «союзную республику» русские жители без устали требовали у Москвы вернуть их обратно, но эти просьбы не находили понимания у «дружбанародного» руководства страны на протяжении всего коммунистического периода.
Яицкие казаки
Казахстанская независимость
После развала Советского Союза и попадания исконно русских земель в состав независимого азиатского государства начался процесс переименования городов и даже целых областей. Коснулось это и казачьих земель. Уральскую область переименовали в Западно-Казахстанскую, а Гурьевскую в Атыраускую. По последней переписи населения, проведённой в Казахстане в 2010 году, в первой проживает 21% русских, а во второй лишь 6% (некоторые учёные утверждают, что число русских специально занижено). Конечно, это связано как с выдавливанием русских со своих родных мест обитания, так и с быстрым естественным приростом у казахов. Русские не скрывали, что не хотят жить в отдельном от России государстве. Уже в 1990 году на первом Круге казаков, который проходил в Москве, делегация уральцев обратилась к народным депутатам с просьбой воссоединить земли Уральской области к России. В 1990-х годах празднование 400-летия служения яицких казаков Империи было воспринято казахским обществом как стремление к сепаратизму. Нынешний президент Казахстана и «главный архитектор евразийской интеграции» Нурсултан Назарбаев тогда даже написал письмо Борису Ельцину, в котором он называл празднование «провокацией казачества под российскими флагами», хотя это была абсолютная мирная акция в честь знаменательной исторической даты.
Причём выходить казахам на митинги с антирусскими плакатами тогда особо не запрещалось. Доходило до того, что за казачью форму могли обвинить в экстремизме.
С подачи президента страны, который и сегодня находится у руля пожизненный Елбасы Казахстана,
продолжается массированная пропаганда, где русскому народу объясняется «ошибочность политики царизма и великорусского шовинизма», обосновываются исторические права казахов на собственно русские земли. Местное казахское население со школьной скамьи приучают к ненависти к казакам и политике Российской Империи. Кроме того, в научной казахстанской среде уже долгое время создаются свои интерпретации истории, ставящие цель оторвать казаков от русского народа и России. В частности, доказывают общее происхождение слова «казак» и «казах» (из этого делают вывод, что казачество на самом деле произошло от казахов), обозначают неприглядные действия Империи по отношению к казакам во время Пугаческого восстания, акцентируют позитивные моменты казачье-казахских отношений в прошлом. Также открыто информационно поддерживаются попытки некоторых «атаманов» из современного казачества в Казахстане считать яицких казаков отдельным от русских народом. Поощряется раскол и разделение на несколько конфликтующих между собой объединений.
В сухом остатке
На исторической русской территории яицкого казачества в результате действий советских властей и современного казахстанского руководства произошла масштабная этническая чистка, начавшаяся сразу же после завоевания и упразднения Уральского казачьего войска, земли которого коммунисты подарили казахам.
История показывает, что эта область имеет для русских не меньшее значение, чем Крым и Севастополь. С обретением Казахстаном независимости русских жителей региона начали выдавливать в Россию, а на их место — заселять репатриантов-казахов из других стран. Это делается для того, чтобы окончательно решить «русский вопрос» в стране. Для смягчения межнациональных противоречий и уменьшения уезжающих русскоязычных (от этого факта зависит благосостояние страны) властям следует разработать план федерализации государства, по которому русским землям, в том числе району по реке Урал, предоставлялся бы автономный статус. Эти меры могут спасти страну от всякого рода дестабилизаций и политической нестабильности после конца эпохи Назарбаева.
Спутник и Погром