Не знаю никакого Казахстана. Семиречье знаю, южное Прииртышье знаю, Южную Сибирь знаю. А Казахстан — какая-то большевистская выдумка вроде продразвёрстки. Пора с ней покончить. Комедия затянулась и грозит вылиться в трагедию.
* * *
Русская земля Казахстана: Южная Сибирь.
Автор-Григорий Миронов.
Южная Сибирь — особый регион. Казахи вслед за коммунистами называют её «Северный Казахстан», хотя к самому Казахстану эта русская область не имеет никакого отношения. Власти страны пытаются как можно быстрее выдавить оттуда русских, и у них отлично это получается. Перед распадом Советского Cоюза в Казахстане жили 6,5 млн казахов (40% от всего населения) и 6,1 млн русских (37%). Теперь, по переписи 2009 года, казахов набралось 10 млн (63%), а русских только 3,7 млн. (23%). По сути идет мягкая, но крупномасштабная этническая чистка, о которой в России стесняются говорить — неприлично же, не дай бог обидим евразийского союзника.
Национальный состав огромного региона изменился стремительно. Но русское население все еще сохраняет относительное большинство, и многие эксперты (в основном западные) говорят, что в Северном Казахстане мог бы повториться «крымский сценарий». Разумеется, для этого власти Российской Федерации сначала должны обратить внимание на завуалированный этноцид русских — а это вряд ли когда-нибудь произойдет.
Посмотрим на тлеющий этнополитический конфликт в комплексе: кто виноват, чего ждать и что будет?
Историческое право
Главное — это русская земля, цивилизацию сюда принесли русские. Русские основали в Южной Сибири первые города — Петропавловск (1752 г.), Павлодар (1720 г.), Костанай (1879 г.) и даже современную столицу страны, так называемую Астану (1830 г.). История этой земли неразрывно связана с остальной Сибирью и всей Россией. Она начинается во времена образования Сибирского казачьего войска (1582 г.). Тогда в этих местах пролегала линия обороны от азиатских кочевников, и кроме старожилов-казаков здесь стали селить малороссов, солдат, крестьян и даже пленных поляков — позже всех их включили в казачье сословие.
Многие города на севере современного Казахстана находились на землях Сибирского казачьего войска
Российская Империя вела дальновидную и правильную политику колонизации, постепенно углублялась все южнее в степь. Отношения между сибиряками и киргизами (так раньше называли казахов) были непростыми, хотя взаимная торговля шла бойко. Сибирские казаки не позволяли азиатам кочевать на своих землях, а те не хотели с этим смириться. Случались частые стычки. Вопрос об исконном праве не так однозначен, как может показаться: киргизы массово откочевывали в эти места в XVIII веке, уже после появления казачьих поселений. Конфликт ожесточали старые обиды: сибирские казаки подавляли все прежние восстания казахов, да и вообще приложили руку к покорению азиатских просторов.
Несмотря на сопротивление киргизов, колонизация Южной Сибири продолжалась: власти селили здесь крестьян из Центральной России и Малороссии — частью принудительно, а частью добровольно и ко взаимной выгоде. По-настоящему масштабная переселенческая программа развернулась в годы столыпинских реформ: крестьяне двигались все дальше и дальше на юг, заселяя бывшие киргизские пастбища. Правительство справедливо рассудило, что оставлять столько земли скотоводам-кочевникам попросту нерационально. Братской любви между колонистами и киргизами это не добавило, но зато регион постепенно и неотвратимо превращался в русский.
Русские крестьяне в Южной Сибири. Фотография С. М. Прокудина-Горского
Советское выселение и советское заселение
Как и в других исторически русских областях нынешнего Казахстана (Земля яицких казаков, Семиречье, Рудный Алтай), большевики считали главными врагами пролетарской революции казаков и русских крестьян-переселенцев. Новая власть отнимала у них имущество и отдавала его своим союзникам-киргизам. Не обошлось и без репрессий.
В порядке борьбы с великорусским шовинизмом советская власть подарила местным азиатам все земли, на которых те когда-то кочевали. Южная Сибирь сначала досталась новообразованной Киргизской АССР в составе РСФСР, а потом попала в самостоятельную Казахскую советскую социалистическую республику. Отдать хотели даже Оренбургскую область — чудом пронесло, а то бы и она сейчас считалась исконной землей наших евразийских друзей и партнеров.
После этого большевики решили соорудить кочевникам промышленность. Для этого на север образованной Казахской ССР стали переселять ссыльных кулаков, а потом и целые репрессированные народы: корейцев, немцев Поволжья, крымских татар и прочих чеченцев. На прирезанных к Казахстану русских землях возвели более 100 промышленных предприятий и проложили более тысячи километров железнодорожного полотна. Казахов пытались отучить от кочевой жизни и централизованно переселяли их в города, до того почти полностью русские.
Казахи до прихода «русских варваров» выглядели примерно так. Фотография известного фотографа Российской Империи С. М. Прокудина-Горского
Позже на этой территории началось движение по ударному освоению целины, и в Южную Сибирь устремились миллионы человек со всей страны — по сути это была новая колонизация русскими своих же территорий, возвращение. Советское руководство в редком приступе вменяемости планировало со временем выделить Целинный край, почти полностью совпадающий с современным «Северным Казахстаном», в отдельный регион, а потом дать ему автономию или даже присоединить обратно к РСФСР. Автономию в 1979 году хотели создать ли для выселенных сюда немцев Повожья, но казахские республиканские элиты не дали этого сделать. Пролетарский интернационализм победил — московским коммунистам не с руки было ссориться с евразийскими братушками из-за русской земли.
Политика замещения и противодействие ей
Развал Советского Союза разделил историческую Россию по административным границам, когда-то нарисованным большевиками как бог на душу положит. Миллионы русских людей в Южной Сибири в одночасье оказались гражданами дикой азиатской этнократии. Казахи стали «титульной» нацией, а русские, живущие на своей земле — людьми второго сорта. Пользуясь беззащитностью и смятением русских в 90-е, власти молодого государства спешно устроили казахизацию. Русский язык серьезно подвинули, русскоязычных перестали брать на госслужбу (сейчас девять из десяти официальных должностей занимают казахи). Как обычно, местные самостийники активно боролись с исторической топонимикой — улицы и города переименовывали на казахский лад.
Русских целенаправленно и последовательно старались заменить казахами. Во-первых, столицу с юга страны перенесли на север, из Алма-Аты в Астану (характерно, что оба города — это казачьи форпосты, Верный и Акмолинск). В 1989 году в Астане было 17% казахов, а в 2012-м уже 73%. Во-вторых, специально под эту задачу изменили административные границы — так, чтобы русских в каждой из областей стало меньше половины. И, наконец, миллион с чем-то этнических казахов, репатриировавшихся из соседних стран, расселили на северных территориях, разбавив ими русских. К этому добавилась более высокая рождаемость у титульного этноса и даже искусственное завышение процента казахов при переписях.
Многие казахи-самостийники поддерживают Украину
«Русская весна» на Украине и возвращение Крыма разделили казахское общество на сторонников России и ее противников (часто по этническому признаку). Казахи испугались не на шутку: зазвучали даже предложения на всякий случай переселить в бывшую Южную Сибирь еще 300 тысяч казахов-репатриантов. Вернувшихся с Донбасса ополченцев местные власти пытаются преследовать и сажать. Русские сайты и группы блокируют. Парадоксальная ситуация: казахское правительство до смерти боится русского сепаратизма, вызванного как раз агрессивной принудительной казахизацией.
Что дальше?
Чтобы не исчезнуть совсем, русским Южной Сибири нужна сильная и сплоченная община. Пародийное официальное казачество и подконтрольные правительству карманные славянские партии здесь не помогут. Нужно объединяться, осмыслять и озвучивать угрозу своей идентичности и думать о будущем.
Сейчас на территории так называемого Северного Казахстана активно формируются две враждебных друг другу общности. Это русскоязычное население страны, объединенное вокруг русских (малороссы, белорусы, немцы, поляки) — люди, которые не хотят учить казахский язык, и собственно казахи, среди которых особенно выделяются мамбеты-самостийники и прочие репатрианты-оралманы. «Шала-казахи» — русскоязычные и сильно обрусевшие казахи — стоят между двумя этими группами и относятся к происходящему по-разному. Противостояние может легко перейти в горячую фазу, если начнется еще одна волна казахизации (об этом много говорят представители казахской элиты) или исламизации (эта опасность сохраняется во всех среднеазиатских республиках) — смотря какая сила попадет во власть.
«Свидомые» казахи несут карикатуру на русскоязычных казахов
Важный момент: из-за архаичных родоплеменных противоречий сами казахи до сих пор не составляют единого целого — у них есть свой, внутриказахский сепаратизм. Например, сепаратистские идеи популярны у самой крупной родовой общины западного Казахстана — адайцев. Их стремление обособиться от остальных казахов вызвано в основном экономическими причинами. Развивается идеология особой идентичности западных казахов (Младший жуз). Любое компетентное русское правительство наверняка воспользуется этими племенными конфликтами в собственных интересах.
Если вопрос с территориальной автономией для русских Казахстана никак не решится, на постсоветском пространстве может разгореться еще один конфликт. Русские Южной Сибири в последнее время стали всерьез задумываться о национальных вопросах. Например, они почти не заключают межэтнических браков — по статистике, 75% русских женятся внутри общины, а остальные 25% — в основном на представителях родственных групп (малороссы, русскоязычные немцы, поляки). Рождаемость тоже начала расти (но миграция в Россию все равно продолжается).
Многие наши соотечественники, оказавшиеся в Казахстане после развала СССР, являются гражданами этой страны только номинально. Ментально они по-прежнему ощущают себя жителями единой и неделимой России. Пожалуй, сохранить Казахстан в нынешних границах могло бы только строительство двуязычного федеративного государства (например, по канадскому принципу). Вероятно, выборы 2015 года, на которых Назарбаев получил 98% голосов — последние выборы в относительно спокойной обстановке.
Русское Южносибирье и Казах Ели. На основе данных по районам и городам. Строительство двуэтнического русского-казахского государства и федерализация могут спасти Казахстан от развала в будущем
Трагедия Южной Сибири, как и других русских исторических областей Казахстана, — это трагедия всего русского народа, который внезапно разделили искусственные границы, произвольно начерченные большевиками. Это трагедия миллионов людей, отрезанных от общей родины. Очевидно, что после Назарбаева (или уже при нем) интернациональное евразийство закончится, и Казахстан из «партнера», ведущего под разговоры о дружбе тихий этноцид русских, превратится в открытого и непримиримого врага.
Русские, разумеется, вернут себе землю предков — и Южную Сибирь, и другие несправедливо отнятые территории. Вопрос только в цене этого возвращения — в том, во что оно обойдётся.
* * *
Русская земля Казахстана: Семиречье — третья часть исследования Григория Миронова о русских землях.
Современный Казахстан — страна, где пока ещё удаётся сдерживать нарастающие межнациональные противоречия, которые продолжают с каждым годом усиливаться. Специалисты по Средней Азии уверены, что при неизбежной смене нынешнего политического режима могут начаться ещё более явные процессы насильственной казахизации, дискриминации и выдавливания русских из страны. Да и сегодня казахское правительство ведёт активную пропаганду, настаивая, что это постсоветское образование — государство исключительно казахов, а сами казахи в прошлом много страдали от «преступной» политики Российской Империи.
Даже президент страны, «друг России» Нурсултан Назарбаев, не скрывает этого, и предлагает переименовать страну в «Казак ели», дословно — «страна казахов». А между тем большинство территории Казахстана составляют исторически русские области. Это земли Яицкого войска, Южная Сибирь, Рудный Алтай, Семиречье — русский народ жил и живет здесь как автохтонное и оседлое население. Даже несмотря на современную политику выдавливания славянского населения из страны и бытовую (пока ещё бытовую) русофобию. Похожие процессы происходят и в Киргизии. Эти два государства делят между собой землю семиреченских казаков.
Семиреченский казак, фотография сделана известным русским фотографом и изобретателем С. М. Прокудиным-Горским (1863-1944)
Немного истории
Семиреченские казаки ведут свою историю от сибирского казачьего войска, которое многие столетия охраняло рубежи России от орд тюркских кочевников — предков современных казахов и многих других народов. Впоследствии власти Российской Империи стремились увеличить свое влияние на юге и в середине XIX веке начали создавать там укрепления и станицы. Такая политика вступала в противоречие с интересами узбекского Кокандского ханства, которое науськивало казахов нападать на русских. В итоге на опорный пункт кокандцев выслали отряд из 200 человек, которые успешно сопротивлялись 7 тысячному войску азиатов. Это показало туземцам края намерения России, а также русский боевой дух — среди местных русские получили славу непобедимых воинов.
Карта Русского Семиречья, сегодня разделённого между Казахстаном и Киргизией
В 1854 году русские заложили военное укрепление, позже ставшее городом Верным (современная Алма-Ата). Вокруг него стали селиться казаки с семьями из разных районов страны: сибирцы, кубанцы, донцы. Миграция носила добровольно-принудительный характер. Кроме казаков переселялись солдаты, крестьяне из Центральной России и Малороссии, которых сначала тоже записывали в казачье сословие. В царствование императора Александра II освоение региона особенно усилилось: поселенцев привлекали должностями, званиями, денежными вознаграждениями и тому подобными вещами. В 1860 году казаки под командованием Герасима Алексеевича Колпаковского организовали экспедицию на реку Чу и захватили кокандские крепости Токмак и Пишпек (современный Бишкек). Чуть позже произошло трёхдневное Узун-Агачское сражение, в ходе которого несколько тысяч казаков сумели разгромить двадцатитысячное войско кокандцев.
Герасим Алексеевич Колпаковский — завоеватель Средней Азии, герой Российской Империи
В 1867 году было официально создано Семиреченское казачье войско — из полковых округов Сибирского войска. Г. А. Колпаковский стал атаманом и командующим расположенными в области войсками. Он был сторонником активной экспансии России в этом направлении, много писал об этом в столицу. Казаки-семиреченцы (их ещё называют семиреками) помимо охраны границы участвовали в покорении Хивинского ханства, Кокандских походах, в усмирении туркменских и киргизских (казахских) племён. К концу XIX века Семиреченское войско было разбросано в четырех уездах области, в 28 станицах и выселках. Его численность составила 32772 человек (по тем временам и для этой территории большая цифра), в том числе войскового 25369 (13141 мужчин и 12228 женщин) и 7403 иногородних: 30340 человек православного вероисповедания, и только 2339 мусульман. Процесс заселения края продолжался очень активно и в начале XX века. В 1900 году семиреченцы участвовали в Китайском походе против повстанцев-ихэтуаней, а во время русско-японской войны подавляли мятеж туркмен.
Атаманы станиц Семиреченского казачьего войска на праздновании 300-летия дома Романовых
Большевистский геноцид и советская эпоха
После революции семиреченских казаков, как и казачество в других регионах, объявляли злейшими врагами большевиков и рабочего класса. В июне 1918 года красные приняли решение ликвидировать Семиреченское казачье войско:
«Войсковое правление и все станичные правления Семиреченского казачьего войска упраздняются. Всё имущество, дела и денежные суммы бывшего Войскового правления, немедленно сдать в распоряжение военной коллегии. Для расформирования и ликвидации всего казачьего управления учреждается при штабе войск особое отделение».
Чтобы ослабить казаков, красные стали играть на извечных противоречиях по земельному вопросу между казаками и другими крестьянами-переселенцами, раздувать конфликты между ними. Семиреченцы-казаки, наоборот, решили «оказачивать» крестьян, объявляли всех славянских поселенцев казаками со всеми сопутствующими привилегиями. Делалось это главным образом для того, чтобы численно увеличить свои силы, сражающиеся против красных.
После того как большевики заняли регион и большой кровью подавили казачьи бунты, на всей территории Семиреченской области установился коммунизм: геноцид казаков был поголовным. Потом начались волнения крестьян-переселенцев, не вступивших в казачье сословие, вызванные распространением продразверстки на переселенческие русские села Семиречья — эти выступления тоже быстро и жестоко подавили. Большевики для этого активно сотрудничали с местными мусульманскими племенами. В итоге многим выжившим семирекам, казакам и крестьянам, пришлось навсегда покинуть Родину, которой они верой и правдой служили. Оставшиеся подверглись тотальному уничтожению. Советские власти, провозгласив политику коренизации, нагло упразднили все завоевания Российской Империи в регионе: станицы и выселки переименовывались на тюркский лад, повсеместно уничтожались памятники, связанные с историей и культурой русского Семиречья. Столицу казаков, город Верный при ублюдке Сталине, переименовали в Алма-Ату и сделали центром всей Казахской ССР, преступно нарезанной большевиками из исторических русских областей.
Правда, за годы существования Советского Союза в крупные города региона власти активно привлекали специалистов из разных областей и республик страны, что ещё больше увеличило русское население края. Так, в Алма-Ате, столице КССР, русские составляли в 1989 году 58% (сейчас 29%). Собственно, русские специалисты и построили современный Казахстан. До создания независимого государства регион и столица республики были исключительно русскоязычными. Даже большая часть местных казахов (т. н. шала-казахи) русифицировались — они перенимали русский язык и русскую культуру. С началом 90-х годов ситуация изменилась.
Постсоветский период
После развала СССР семиреченские казаки оказались отрезанными границами не только от России, но и друг от друга. Появилось два центра их консолидации — в Казахстане и Киргизии. Сегодня официальные казачьи организации в этих странах восхваляют «главного архитектора евразийской интеграции» Н. Назарбаева и других президентов из числа евразийских братушек. «Друга России» даже выбрали почётным верховным атаманом Союза казачьих общественных объединений Казахстана, «олицетворяющим собой знамя казачьего народа». На недавнем праздновании годовщины со дня рождения основателя войска Г. Колпаковского старались не вспоминать и не обсуждать его отношение к будущему развитию края (заселение его русскими). А говорили о том, как хорошо он спроектировал широкие улицы в Верном (Алма-Ата) — теперь там можно комфортно ездить на машинах; поднимали другие малозначительные вопросы.
Столицу Казахстана перенесли из Семиречья в Южную Сибирь (современная Астана) в 1998 году, чтобы заселить казахами русские этнические территории и предотвратить сепаратизм на севере. Казахстанские власти (в отличие от Киргизии) вообще внимательно относятся к возможному сепаратизму, даже гипотетическому, и тщательно работают на разделение казачьих организаций на множество мелких и маловлиятельных образований. «Семиреченская казачья община», «Союз казаков Семиречья» и прочие «казачьи» объединения активно конфликтуют, грызутся между собой, превращая «возрождение» в клоунаду и междоусобную борьбу. На консолидации русских страны и их национальной идентификации все это сказывается не лучшим образом.
К этому добавляется и пропаганда мудрейших казахских историков, которые не устают делать новые шокирующие открытия: якобы на самом деле казаки — это… казахи, перешедшие на славянский язык и смешавшиеся со славянами («казак» и «казах»). Или вообще отдельный от остальных русских народ. Более того, местные учёные активно пытаются найти (а иногда и просто выдумать) на месте основанного русскими Верного развитый древний город под названием «Алмату».
cг. Верный (ныне Алма-Ата) был построен в 1907 г.
На современном этапе
Сегодня в казахской столице, как и по всей стране, происходит активный процесс замещения славянского населения тюркским (это хорошо видно из официальных переписей населения). Чтобы предотвратить будущие межнациональные конфликты и сохранить мир в регионе, власти, в первую очередь власти Казахстана, должны предоставить русскому населению право на самоопределение. Например, создать культурно-автономные образования в составе тех районов, где русское население в большинстве, так как исторически это земля не только казахов, но и русских. РФ же могла бы не мешать развиваться русскому национальному самосознанию снизу, не заталкивать его социалистической риторикой в советский многонациональный патриотизм, не навязывать негативное отношение к Российской Империи и её политике в прошлом.
В Киргизии хоть и нет такого давления, но сами люди понимают, что в отрыве от России им долго не продержаться — они не видят в независимом киргизском государстве будущего для себя и своих детей. Киргизы тоже активно издают учебники истории, где Россию и русских представляют угнетателями и завоевателями. Русским приходится уезжать. По предложению митрополита Ставропольского они целыми станицами планировали переселиться на юг России, в Ставропольский край. Около двух тысяч потомков семиреченцев с семьями могли бы образовать новые станицы и пополнить районы, где славянское население постепенно замещается кавказскими народами. Но это переселение столкнулось с множеством трудностей как в Киргизии, так и в России. Некоторым семьям всё-таки удалось переехать.
Казаки-семиреченцы из Киргизии возвращаются в Россию
В сухом остатке
Семиречье — это русский регион, завоеванный Российской Империей и отданный Казахстану и Киргизии, как и многие другие наши земли, большевиками в качестве разменной монеты. Эту память казахстанские власти хотят вывести у этнических русских республики. Например, в 2014 году жительница Семиречья Татьяна Шевцова-Валова судом города Алма-Ата приговорена к четырем годам условно за сепаратистский пост в Фейсбуке. А недавно произошёл вообще дикий случай: суд Восточно-Казахстанской области приговорил двадцатишестилетнего жителя города Риддер Игоря Сычева к пяти реальным годам тюрьмы. Его преступление заключалось лишь в том, что он разместил опрос в социальной сети Вконтакте — «за» или «против» вступления Восточного Казахстана (русский регион Рудный Алтай) в состав РФ. Казахские власти чувствуют в русском национальном возрождении угрозу.
Государство оседлого типа основали именно переселенцы из России (крестьяне, малороссы, казаки, солдаты) — либо Казахстан признает их автохтонным народом, либо цивилизация уйдет из региона вместе с русскими.Спутник и Погром