В самом начале вечера Н.Д. Солженицына, открывавшая его, вспоминала:«Когда много лет назад в Москве впервые стали разносится слухи о социал-христианском союзе освобождения народа, они казались невероятными, чем-то из разряда чудес.Я вспоминаю нашу «прокаженную» квартиру в Москве, куда далеко не все осмеливались приходить, где накануне моего с детьми отъезда, вслед за высланным из страны Александром Исаевичем, появился Леня Бородин, не так давно освободившийся после первого срока. Он пришел, чтобы попрощаться и передать поддержку от политзеков. Хорошо известно, как сердечно любил его Александр Исаевич и как писателя, и как человека, как высоко ценил он Игоря Огурцова, его дело, его стойкость. И, кстати, когда эти люди были еще школьниками начальных классов в 1946 году, Солженицын, уже сидя в лагере, написал воспоминания о тюрьме, где он находился в окружении фронтовой молодежи, которая после войны оказалась там за вольнолюбие. А спустя двадцать лет эти строки можно было применить и к ВСХСОНовцам. Мы ждали эту молодежь, жили с надеждой на ее появление и надеждой на появление нового подобного поколения продолжаем жить сегодня».http://rys-strategia.ru/
* * *
В Центре Русское Зарубежье состоялся вечер памяти Всероссиийского социал-христианского союза освобождения народа (ВСХСОН), участники которого еще в 60-е годы прошлого века предлагали сменить коммунистическую химеру на православные основы управления, характерные для русской цивилизации, и не гнаться за симулякрами западной либеральной демократии, строя государство социальной справедливости. И за эти смелые идеи предвестников современных русский патриотических организаций ждали десятилетия лагерей и ссылок.
По сути, большинство нынешних русских организаций созданы по образцу ВСХСОН, сумев просуществовать аж три года в условиях одной из мощнейших тоталитарных систем мира, организация имела полувоенную структуру, делясь на тройки, соблюдались жесткая конспирация и четкое разделение функций, каждый желающий вступить в члены Союза серьезно проверялся. И, да, на случай если колос на глиняных ногах начал бы валиться, социал- христиане были готовы взять полноту власти в свои руки. Но до падения изначально прогнившей системы оставалось четверть века….
ВСХСОН предлагал строить управление Россией на трех базовых принципах: христианизация политики, христианизация экономики и христианизация культуры. Предполагалось, что основным государственным органом обновленного русского государства должен стать Верховный Собор, состоявший бы на треть из лиц высшей православной иерархии, и на две трети — из пожизненно выбираемых «выдающихся представителей нации». Он не имел бы административных полномочий и права законодательной инициативы, но оставался бы государственным духовно-национальным авторитетом, накладывая вето на любой закон или действие правительства, не соответствующие принципам социал- христианства, а также избирая главу государства, чья кандидатура должна была бы быть утверждена прямым всеобщим голосованием населения. В свою очередь, глава государства должен был быть подотчетен аналогу парламента — Народному собранию.
Про иные конфессии в программе ВСХСОН говорилось, что «все известные религии должны пользоваться правом беспрепятственной проповеди и свободного публичного отправления культа, но не делить власть с православным духовенством в Верховном Соборе».
Конечно, подобные идеи казались власти, открыто заявляющей, что самым главным ее врагом является русская идея, костью в горле. Однако на дворе стоял пятидесятилетний юбилей их переворота, поэтому процесс надлежало провести по-тихому. Они и провели его так, что никто из рядовых граждан и не знал, и пламенные обличительные речи лидеров ВСХСОН Игоря Огурцова, Евгения Вагина, Михаила Садо и Бориса Аверичкина в ходе спектакля, называемого «советский суд», никто не услышал, только соратники встречали их вставанием, откровенно зля судей, прокуроров и охранников. Ну, и сроки лидеры получили серьезные – Огурцов пятнадцать лет колонии и пять лет ссылки, Садо — 13 лет, Вагин и Аверичкин — по 8 лет. После чего верховные надзиратели из клуба кремлевских мудрецов сделали все, чтобы их идейные оппоненты не смогли выйти на волю. Всего по делу социал- христиан было посажено семнадцать человек.
Но они вышли, спустя немыслимое время. Вышли несломленными, убежденными в своей правоте, поскольку с ними незримо всегда был Бог. Огурцов, к счастью, жив и по сей день, он лично присутствовал на вечере памяти, был бодр и полон энергии. Вагин скончался в эмиграции – в Риме, до последних дней работая редактором белогвардейского журнала «Вече», Борис Аверичкин, как и Огурцов живет в северной столице, работает инженером, ассириец Михаил Садо преподавал в Ленинградской духовной академии, куда его лично принял ректор, будущий патриарх Всея Руси Кирилл (Гундяев), скончался в родном городе, еще один знаменитый член организации, писатель Леонид Бородин, отсидев полученные по приговору шесть лет, в течение многих лет редактировал литературно-патриотический журнал «Москва».
Но самое занятное, что даже после падения СССР лидеры ВСХСОН не были реабилитированы. Информация о них в медиа-поле крайне скудна. И курс новейшей истории России про них ничего не рассказывает. Что лишний раз показывает, что у власти, по сути, те же, что и раньше, бывшие комсомольцы и коммунисты. Которые сменили красную химеру на либеральную. А от русского духа их как воротило, так и продолжает воротить.
А, значит, дело, начатое героями, должны продолжить простые энтузиасты. С Богом в душе, и Россией в сердце. Чтобы не забывать. Во имя будущей Империи.
на фото: вечер памяти ВСХСОН в Центре русского зарубежья, выступление Игоря Огурцова, панихида по убиенным в ходе красного террора и репрессий, Наталья Солженицына и Виктор Аксючиц, глава социал-христиан с юными следопытами.