Смысл и значение Белого Движения.

«Человек уже победил, еще не победивши, и останется победителем, если даже умрет, во внешней видимости пораженный. Побеждает тот, кто соглашается потерять все свое, для того, чтобы спасти что-то Божие. Вот такова победа русской национальной Белой армии.Попытка же осознавать себя одновременно продолжателями и белых, и красных означает по существу лукавое стремление избавить себя от труда принять на себя духовно-историческое бремя, быть продолжателями того самого Белого движения, которое, потерпев  военно-политическое поражение, одержало ту духовно-историческую победу, которая должна быть положена в основу возрождения России в наши дни “.-Иван Ильин

****

От редакции сайта ronsslav.com:  Попалась на глаза замечательная статья из русского эмигрантского журнала «Перекличка», опубликованная почти полвека тому назад. Если в первом ее предложении поменять цифру «50 лет» на «97 лет», то может сложиться полное впечатление, что большая ее часть была написана в наши дни.   Во всяком случае, смысл и значение Белого движения в этой статье показаны совершенно верно.

Прошло 50 лет с того дня, когда в обхватившей Россию тьме коммунистического хаоса, русскими офицерами-патриотами было положено основание тому историческому протесту против духовного и физического рабства, который, будем надеяться, только теперь становится понятным всему миру и без которого потонули бы в крови, грязи и пошлости и Русское Имя и Русская Честь !…

50 лет тому назад в разбушевавшейся русской стихии, только лучшие представители императорской армии, немногочисленные, но твердые и решительные, беззаветно ринулись на спасение исторической России. Русская интеллигенция, одна из самых образованных и культурных в мире, прекраснодушная и либеральная, десятками лет отравлявшаяся идеями западной философии и постепенно утратившая связь с толщей русского народа, отошедшая от духа и традиций российской национальной государственности, веками разрушавшая эту государственность, — в 1917 году показала себя полным банкротом. Из более чем 10-ти миллионной русской интеллигенции, «передовой» и «прогрессивной», в 1917 году не нашлось ни одного лидера, способного не только справиться с небольшой большевистской кучкой, но хотя бы попытаться организовать отпор и начать борьбу против красного хама…  Поэтому на фоне всеобщего развала в 1917 году, подвиг небольшой группы представителей армии особенно резко выделяется. Это были не «помещики» и не «буржуи», но бедняки и середняки-офицеры, благодаря которым росла и строилась Российская Империя, занявшая 1/6 суши. Они не за страх, а за совесть служили своему отечеству, которое не всегда о них пеклось должным образом и не всегда им было благодарно, как они того заслуживали. Эти офицеры в 1917 году опять взвалили на свои простреленные плечи тяжкую ношу борьбы за вековечные идеалы, название которым — традиционная российская государственность .  Это были все те же штабс-капитаны Максим Максимычи, капитаны Тушины и Тимохины, поручики Четверговы, вставшие скромно, без позы и рекламы, своей грудью защищать вечную Россию.  Это они, русские первопоходники — белые воины, малочисленные, но сильные своим духом и жертвенностью, первыми осознали жуткую опасность, повисшую над Россией и всем миром, и объявили большевикам борьбу не на жизнь, а на смерть.  

Армии генералов Каледина, Врангеля, генералов Каппеля, Миллера, Юденича разбили планы коминтерна и задержали полчища Бронштейна-Ленина-Бэла-Куна, готовые еще в 1919 году хлынуть в Европу. Русское Белое Движение старалось спасти Россию, но оно спасло только Европу и если не предотвратило, не по своей вине, мировую катастрофу, то во всяком случае, задержало ее на много лет  Дата 15 ноября 1917 года имеет для нас огромное идейно-духовное и национально-патриотическое значение и прежде всего для русского антикоммунистического зарубежья.  Собственно говоря, ведь только благодаря армиям генералов Врангеля, Миллера, Юденича и Дитерихса, эвакуировавшим и помогшим спастись сотням тысяч гражданских «беженцев» — это Зарубежье и создалось. Более 200 тысяч штатских эмигрантов и беженцев обязано своим спасением белым армиям.  Поэтому и в силу вышеприведенных положений дата зарождения Добровольческой Армии должна была бы почитаться в русском зарубежьи, как национальный праздник, как символ нашей непримиримости к поработившей Россию власти и днем национального подъема в нашем повседневьи!  Во всех странах мира существуют памятники неизвестному воину. Только у нас нет памятника, нашему неизвестному Белому Герою, пошедшему в одиночестве в огонь за Россию, безропотно отдавшему свою жизнь и своею кровью начертавшему слова девиза Русской Армии: «болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя»… за други своя!  Пусть теперь еще забыты и никому неведомы имена белых героев и затоптаны в степях Кубани, Дона, Украины, в Галлиполи, на Лемносе и Сербии их бескрестные могилы. Верим свято и несокрушимо, что все равно настанет день, когда, мы или наши дети соберут тлеющие кости и растерянные имена этих рыцарей своей белой дамы, чтобы положить их в освобожденной Москве в памятнике веры и верности национальной, вечной России !…  Часто в эмиграции можно было слышать, да и теперь это повторяется, что Белое Движение и Белая Идея безвозвратно принадлежат только прошлому… Верно ли это? Имело ли Белое Движение только преходящий смысл?  На этот вопрос прекрасно отвечает письмо старейшего белого воина в зарубежьи, давно уже отошедшего к Престолу Господню, генерала-от-кавалерии Драгомирова, писавшего ген. Архангельскому: «Наша роль борцов за Белые Идеалы не только не «кончена, но она только теперь началась. Все, что мы делали в течение прошедших 35 лет было только прологом к настоящей борьбе русского народа».  Известный идеолог Белого Движения проф. И. А Ильин, подтверждая мысли ген. Драгомирова, добавляет, что белое движение имеет свой глубокий и непреходящий смысл — религиозный, патриотический и государственный. Проф. Ильин особенно подчеркивает общерусское, народное значение Белого Движения, которое не было связано ни с каким сословием и не имело никакой классовой программы. Каждый русский патриот мог найти в нем свое почетное место. Белое Движение покоилось на отборе честных и волевых российских граждан!  Теперь, после 50-ти лет эмиграции видно, насколько правы были Вожди Белого Движения.  В 1917 году русский офицер оказался гораздо более прозорливым, чем политические и общественные лидеры русского общества и русской интеллигенции.

  1253 Смысл и значение Белого Движения

 Мне трудно сейчас найти подходящие слова, чтобы охарактеризовать или просто описать подвиг русского офицера в 1917 году. На фоне общего маразма, предательства и подлости нашлись тогда титаны духа, готовые принести себя в жертву. Разве можно иначе оценить идею создания Корниловских Ударных частей, выходивших в одиночестве на фронт, брошенный деморализованными солдатами? Разве можно найти подходящие слова, определения и эпитеты для описания невиданного в мировой истории события, когда 4-х тысячная армии, затравленная и казалась обреченная, раздетая, плохо вооруженная, окруженная ненавистью и травлей всех и вся, наполовину составленная из несовершеннолетней молодежи обоего пола, дерзнула бросить вызов разрушительному безумию, захватившему 150-ти миллионную массу, зверски убившему последнего Миропомазанника со всей Его Семьей, восставшему против религии и человеческой морали, и казалось, уже легко выходившему победителем?!.  На фоне полной безнадежности, окрыленная огнем веры и убежденности в свою правоту, эта горсточка русских патриотов понесла светочь в кромешную тьму, от которого впоследствии вспыхнуло яркое пламя всеобщей борьбы со злом.  Невольно появляется вопрос — как же могут после всего этого, после такого подвига, находиться люди в нашем окружении, в зарубежья, которые стараются осквернить память и дело русских добровольцев — национальных подвижников?  После горечи поражений, изгнания на чужбину, в беспросветной ежедневной борьбе за кусок хлеба насущного, при полном равнодушии Западного мира к порабощенной России, и полного нежелания вникнуть и понять сущность коммунистической опасности, русские, изгнанники — белые воины должны бы были по всем законам природы и человеческой психологии окончательно утерять сопротивляемость, раствориться и превратиться в беженскую пыль на мостовых столиц и больших городов равнодушного западного мира.  Но несмотря на все это, в Зарубежьи генерал Кутепов создал и развернул при помощи белых бойцов свою революционную борьбу. Опять военные, белые, явились первыми основателями нового типа борьбы с заклятым врагом. Тогда не было американских и других комитетов, никто им не помогал, наоборот, все очень дружно старались мешать, как можно больше нечеловеческим усилиям «кутеповцев». Они шли в Россию не боевым строем по знакомым дорогам, и весям, а в борьбе одиночкой, пробираясь звериными тронами «за чертополох». Подвиги чудной русской женщины-офицера Марии Влад. Захарченко — Шульц, Радковича, Болмасова, Анисимова, Ларионова, Сусалина, Никитникова, Трофимова, Сольского, Соловьева, Шорина, Мономахова, Петерса (Вознесенского), Белова, Стрекаловского, Платонова, Потто, Григора. Рудых, Коверды(Убил совецкого жида-дипломата Войкова), Конради(Убил совецкого жида-дипломата Воровского), Войцеховского и немногих других, должны быть записаны золотыми буквами и имена их должны молитвенно поминаться и передаваться из поколения в поколение русских людей, как героическую быль, окропленную жертвенной кровью…  Герои умирают, но их дела и идеи остаются и живут в поколениях, пример их живет в легенде и народном предании, ибо это они родили идею национальной революции и положили ее основание!  Белое воинство, организованное в РОВСоюз во всю долгую эмигрантскую жизнь было и есть ядро русского национального и антикоммунистического зарубежья. Не было и нет ни одного значительного начинания в русском зарубежья, где белые воины не принимали бы самого активного участия. Они служат и объединяющим началом в антикоммунистической деятельности. Вся эта многогранная, активная национальная деятельность белых воинов в Зарубежьи слагалась и слагается на яркой национально-патриотической и антибольшевистской основе.  Белое Движение, зародившееся в России, как движение национального рыцарства, хранящее преемственность и традиции императорских армии и флота, достойно пронесло свою идею через сложные перипетии гражданской войны и почти 45-летнее пребывание за рубежом и ныне является примером непрерывного служения идее освобождения своего народа и возрождения национальной России.  И когда большевистские сатрапы и их подголоски празднуют 50-летие начала рабовладельческого режима, полонившего наше Отечество, мы истинные представители Свободной России, потомственные белые воины, молитвенно вспоминаем наших героев-отцов — «славою и честью венчанных», положивших свои жизни в борьбе против большевизма. И в эти дни мы опять и неизменно выявляем свою непоколебимую непримиримость к советской власти и непризнания ее властью России. Но одновременно мы ведем борьбу всеми возможными мерами и путями для скорейшего свержения этой власти.  Вечная память погибшим за Родину! Вечная слава живым участникам белой борьбы!

Сын Первопоходника. 
Знак Лед. Похода 1016

 «Перекличка», изд. От. Общ. Галлиполийцев с США, март-апрель 1968

(Сокр.)

****

Главное разногласие между белыми и красными было  исключительно по аграрному вопросу.


Генерал Дроздовский — один из виднейших деятелей и вождей Белого Движения на Юге России. Стал первым в истории Белого Движения генералом, открыто заявившим о своей верности монархии — в то время, когда «демократические ценности» Февраля были ещё в чести. Единственный из командиров Русской армии, сумевший сформировать добровольческий отряд и привести его организованной группой с фронта Великой войны на соединение с Добрармией — организатор и руководитель 1200-вёрстного перехода отряда добровольцев из Ясс в Новочеркасск в феврале — апреле (по ст. ст.) 1918 года.