ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ, СТАВШИЙ ПОСЛЕДНИМ. Памяти Донского Атамана Николая Васильевича Федорова.(Видео)

30 ноября 2011 исполнилось 110 лет со дня рождения войскового атамана Всевеликого Войска Донского за рубежом, заслуженного профессора генерал-майора Николая Васильевича Федорова.Малого роста, ловкий и смышленный он в начале декабря 1917 года поступает в отряд полковника Чернецова где скоро получает несколько орденов за отвагу. После гибели полк. Чернецова, Н.В.Федоров принимает участие в заплавском сидении, в героическом взятии Новочеркасска, Ростова, многих станиц и городов. Генерал Краснов отправляет его, как и многих молодых гимназистов и кадет обратно доучиваться. Он продолжает учиться в Новочеркасской Платовской гимназии вплоть до трагических дней конца 1919 года, когда фронт под Царицыным был прорван и вся Армия покатилась к Новороссийску.
Очутившись в Крыму, Федоров принимает участие в защите Перекопа. После отхода от Перекопа, донской атаман ген. Богаевский прикомандировывает его к Атаманскому училищу, в составе которого он в ноябре 1920г. покидает Крым и попадает на Лемнос. С Лемноса юнкер Федоров с Атаманским училищем в 1921 г. перебрасывается в Болгарию. В Болгарии он участвует с оружием в руках в подавлении красного восстания. После этого он учится в Народном Университете в Софии.Благодаря тому, что старший брат Николая Васильевича в 1920м году из Константинополя попал в США и послал ему вызов, в 1929 году Н.В. приехал в Нью Йорк и поступил в Колумбийский университет. Там же он стал гражданским инженером, получил степень доктора гражданских инженерных наук и был заслуженным профессором физики и прикладной механики Колумбийского Университета. Профессор Н.В.Федоров соотрудничал в ряде исследований совместно с профессором Бахметьевым, бывшим последним послом Российской Империи в США.
Николай Васильевич всемирно известный ученый и преподавал одновременно в Колумбийском и Гаагском университетах, а также разъезжал с докладами на конференциях по всему миру.Он автор ряда книг и множества статей научных, исторических и анти-коммунистических.
Среди многочисленных научных работ проф Н.В. Федорова, его формулы течения жидкостей в каналах признаны найболее точными в мире. Он получает ряд премий, 2 пальмовые медали французской академии наук и медаль французского резистанса.Принимая многолетнее непосредственное участие в казачьей жизни, он в 1965 году избирается донским войсковым атаманом. Атаман Федоров привлекает в 1970х годах к общей работе атаманов Кубанского и Терского войск и восстанавливает Тройственный Союз Дона, Кубани и Терека и возглавляет его до самой смерти 28 сентября 2003 года.Он занимал руководящие места во многих русских заграничных организациях: в Союзе русских военных инвалидов (предс.), общества русских инженеров в США (Почетный член), Представительство для защиты русских организаций в США (председ.) и ряда других. В 1999 году он был избран почетным председателем Русского Обще-Воинского Союза (РОВС).В 1990х годах атаман проф. Федоров принимает участие в основаниии 2го донского, имени государя Императора Николая 2-го кадетского корпуса в Ростове на Дону. Атаман помогает корпусу из собственных сбережений, дарит ему корпусное знамя.В 1997 году атаман проф. Федоров решает навестить Дон. Несмотря на то, что накануне полета у него был сердечный приступ, Николай Васильевич вылетел и был торжественно встречен в казачьих кадетских корпусах, в городах и станицах.С 1995 года атаман страдал от меланомы – накожного рака на шее. У него было несколько операций и и его регулярно лечили химо-терапией до самой смерти.. Вечно веселый, жизнерадосный Профессор Николай Васильевич Федоров ни разу не пожаловался на свое состояние, не подавая вида, все время помогая казакам, кадетам, инвалидам и окружающим. От рака он и скончался в 2003 г.Вечная Память последнему чернецовцу и славному сыну Дона!
Из приказа № 4 — 2011 Атамана Всевеликого Войска Донского за Рубежом Ярополка Михеева.

*             *            *

ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ, СТАВШИЙ ПОСЛЕДНИМ…
автор-Георгий Селинский
ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АТАМАНЕ Н. В. ФЕДОРОВЕ.
Я познакомился с Николаем Васильевичем Федоровым в марте 2002 года, когда ему уже был 101 год. В то время я работал видеооператором Российского Фонда Культуры, мы ездили по Нью-Йорку и Калифорнии‚ снимали кадры для документального многосерийного фильма о русском зарубежье.
Во время моей поездки я снимал многих интересных людей‚ некоторые из которых уже мне знакомы, а некоторые — нет. Из всех встреч‚ меня особенно тронули две.
Первой была встреча с баронессой Наталией Петровной Врангель (дочь генерала Врангеля, которая вместе с покойной сестрой была прихожанкой моего прихода в городе Си Клифф‚ Нью-Йорк). Я помнил её мальчиком‚ она давно уехала от нас и жила в Толстовском фонде, где живут наши пожилые. В лице её отражались черты отца‚ его доблестного духа и дворянского воспитания.
Вторая произведшая на меня впечатление встреча была с Атаманом Николаем Васильевичем Федоровым. Познакомился я с Николаем Васильевичем на блинах в русском обществе "Отрада" в Уоллей Котэдж‚ Нью-Йорк. Атаман, которому был 101 год‚ сидел за столом и довольно живо участвовал в торжестве‚ несмотря на то, что уже был очень слаб. Мы договорились посетить атамана в его квартире в доме престарелых, в Ново-Дивеевском женском монастыре (вблизи от Отрады)‚ где он согласился нам дать интервью.
Когда мы пришли к Николаю Васильевичу‚ он разговаривал по телефону. Ему часто звонят‚ как он нам говорил‚ и приходят в гости. Письменный стол Николая Васильевича был заполнен письмами и книгами, но, тем не менее, на столе чувствовался порядок. Я удивился, как такой человек‚ в таком возрасте и состояния здоровья‚ ещё так живо занимается какой-то работой. На полочке лежали книги, которые он писал о России (одна из них рассказывала о казачьей трагедией в Лиенце). Мне даже кажется, что были какие-то произведения, написанные им по-английски.
Мы начали наше интервью. Николай Васильевич рассказал немного о своём детстве. Он ярко помнит царскую Россию (последний раз такие подробные воспоминания я слышал в детстве от моей пратёти‚ которая родилась в семье дирижера в Симферополе). Николай Васильевич рассказывал нам, как рос мальчишкой‚ как ловил уток, бегал, играл. Затем рассказ дошел до того, как разворачивалась в России катастрофа революции. Вспоминал он о дезертирах‚ которые приходили с фронта и превращались в разбойничьи шайки‚ а затем эти же шайки поступали в "красную гвардию".
Ему было около 15 лет, когда он пошёл добровольцем служить к белым партизанам‚ с тем, чтобы воевать против большевиков.
Память у Николая Васильевича была сильна. Он помнил много‚ и жаль что не было больше возможностей расспросить его обо всём — да и причём он не спешил себя хвалить‚ или разыгрывать какого-то храбреца (хотя он‚ как я потом узнал‚ был награждён Георгиевским орденом).
Интересен был рассказ о том, как ему часто приходилось бороться с красными китайцами‚ которых‚ как он говорил‚ красные покупали — иногда даже платили им отдельно за каждого убитого белого солдата. В ходе войны он добрался до Крыма‚ где попал в "цветную армию"‚ как он выразился‚ т.е. Дроздовскую. Особенно интересен был его рассказ о том, как он боролся с конницей Жлобы‚ в разгроме частей которого он участвовал.
Один из самых трогательных моментов для Николая Васильевича был, когда он вспоминал свой исход из России на корабле. Когда его попросили описать свои чувства в тот момент, когда он прощался с Родиной, у атамана появились слёзы. Он сказал, что для того, чтобы такое описать, "это надо быть Достоевским".
Затем атаман продолжил описывать свой жизненный путь. Рассказал о том, как он попал в Америку и там закончил престижный Колумбийский Университет‚ потом став профессором гидравлики. Жизнь у Николая Васильевича далеко не всегда была весёлой и лёгкой‚ но он всегда считал что должен пережить свои испытания и двигаться вперёд — и не становиться "трусом".
Пришлось время попрощаться с Николаем Васильевичем. Я попрощался с ним, держа камеру на плече, чтобы записать каждый последний кадр. Затем я пошёл грузить вещи и оборудование в автомобиль. Когда я пересчитал кассеты, то выяснил, что оставил одну плёнку у атамана‚ и побежал обратно к нему на квартиру. Оказалось, что я забыл не только плёнку, но и книги, которые атаман хотел мне подарить. Я опять попрощался с атаманом, но в этот раз наедине. Вдруг я растрогался, и мне самому надо было сдерживать слезы, когда я благодарил его за то, что он воевал‚ и пожелал ему доброго здоровья и многая лета.
Я видел, как умирающее поколение наших доблестных белых воинов всё ещё держалось на ногах благодаря своему духу. Мне‚ 26-летнему мужику, родившемуся на чужбине и выросшему в среде белых эмигрантов‚ было понятно, что такого уже больше не будет — останется только наша память о них‚ которую должны чтить все Русские люди, как в Отечестве, так и в рассеянии.
Прошла зима‚ и скончалась моя 90-летная бабушка‚ дочка донского казачьего атамана (который избежал красного расстрела на Дону). Пока она была жива, она удивительно ясно помнила исход белых из Туапсе и Феодосии. Но Николай Васильевич всё ещё был жив‚ и Господь мне дал возможность с ним встретится ещё один последний раз, незадолго до его смерти. Это было опять в Отраде‚ 3-его августа‚ после панихиды по всем участникам Русского Освободительного Движения. Там, в зале, во время поминок, читал доклад доктор исторических наук из Питера‚ Кирилл Александров — автор двух книг о РОД‚ педагог и хороший мой друг. Также присутствовали двое моих друзей, православных греков-русофилов, которые сотрудничают со мной на патриотическом фронте.
Я подошел вместе с моей матерью‚ Кириллом и моими друзьями к атаману‚ который был со своей внучкой. Бедный Николай Васильевич уже к тому времени не мог произносить речи, но он меня узнал, и, когда я подошёл к нему‚ объяснил мне: "Говорить не могу, но голова работает!". Затем он поздоровался с моей матерью и Кириллом. Кирилл сказал атаману, что он знаком с начальником РОВСа Игорем Борисовичем Ивановым, что обрадовало Николая Васильевича (ведь атаман‚ как почётный председатель РОВСа‚ помог продолжить работу РОВСа в России). Затем мои греческие друзья — Василиос и Панайотис — подошли к атаману и выразили ему уважение за то, что он боролся. Они пожали атаману руку, затем мы все несколько раз сфотографировались. Тогда мы попрощались в последний раз‚ и Атамана вместе с его внучкой увезли.
Одна из самых ярких, запоминающихся черт Николая Васильевича был не в том, что он прожил так много лет, но в том, что он, несмотря на свою старость и болезнь, продолжал столь активную работу. Атаман жил в доме престарелых, но он был стар только внешне — по духу он был моложе многих его соседей, которые на 10-20 лет его младше. Голова у него, действительно, работала‚ и это благодаря не только воле и милости Божией‚ но, и, наверно, из-за того, что Россия всегда оставалась для него живой в его сердце и душе. Такой же дух двигал нашими русскими воинами, которые воевали за спасение нашей Родины от внешнего и внутреннего врага.Н.В.Федоров скончался в Новом Дивееве (Нью-Йорк, США) 26 сентября 2003 г., не дожив двух месяцев до 102-го дня рождения.
Вечная память последнему Белому воину!
Да упокоит Господь его душу в обители праведных!Вечная Память Воину Николаю!
ФЁДОРОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1901г — 2003г).

Генерал-майор ВВД, профессор. Род. 30 ноября 1901 г. на хуторе Рогожине в низовьях Дона. Детство провёл в природной казачьей семье. В самом начале Гражданской войны, будучи гимназистом старшего класса Новочеркасской им. атамана графа М.И. Платова гимназии, вступил в отряд Белого партизана есаула В.М. Чернецова. В бою под Ростовом был контужен (янв. 1918) и остался в Новочеркасске. Позднее примкнул к отряду казаков Кривянской станицы. Принимал участие в боях под Заплавской, взятии Новочеркасска и др. делах против красной армии. Награждён Георгиевским Крестом 4-й степ. 3 ноября 1920 г., в составе своей батареи покинул Россию на греческом судне "Алкивадис". После эвакуации из Крыма находился в лагере Чилингир. Затем переведён в военный лагерь на о. Лемнос, откуда переехал в Болгарию. Со временем переехал в г. Софию, где служил в оркестре 1-й полицейской дружины. В 1929 г. поступил в Колумбийский университет (США) и переехал в Америку. Успешно занимался научной деятельностью, преподавал гидравлику в американских университетах. Получил звания профессора, почётного члена Американской ассоциации прогресса науки, почётного, пожизненного члена Американского общества гражданских инженеров, почётного члена Нью-Йоркской академии наук. Среди многих наград: почётный знак "Серебряная эмблема", полученный от Общества американских геофизиков за "бескорыстное служение науке и многолетнюю творческую деятельность", позднее (1990) — золотой жетон, а также орден "Академические Пальмы" — от Правительства Франции. В 1965 г. был избран Атаманом Всевеликого Войска Донского, а затем и Председателем Тройственного Союза казаков Дона, Кубани и Терека. Почётный Председатель Русского Обще-Воинского Союза с 14 сентября 2000 г.

P.S. Более подробно о последнем белогвардейце Федорове Николае Васильевиче, вы можете увидеть и услышать от него самого в первом фильме "Пролог", снятом при жизни, в сериале "РУССКИЙ ВЫБОР" Н. Михалкова.