«Армения — это такой мешок с подарками?»

«Армения, Россия всегда с тобой!» — написала в фейсбуке «наша Псаки«жидовка Мария Захарова по результатам майдана в Ереване, и это, пожалуй, доминирующее настроение в российской прессе любых идеологических оттенков. Патриоты и либералы гадают, уйдет ли Армения от России при новом руководстве, пишут обращения к армянам с призывами не делать глупостей, рассказывают про вековечную русско-армянскую дружбу, и никто, никто, никто не задается простейшим вопросом.

А нахрена, собственно, России Армения? Предполагается, что Армения — это такой мешок с подарками, что и задавать этот вопрос как-то глупо. Однако мы, как люди злые и неприятные, этот вопрос зададим, и чтобы на него ответить, для начала разберемся, откуда есть пошла земля армянская.

— Что такое нынешняя Армения?

— Это Армянская ССР + Нагорный Карабах.

— А что такое Армянская ССР?

— Это дальнейшая эволюция Республики Армения (историю с Закавказской Федерацией мы пропустим), образованной из Эриванской губернии Российской Империи после Февральской революции.

— А откуда в нашей Империи Эриванская губерния?

— О, тут мы подходим к самому интересному. До 1840 года вместо губернии вообще была Армянская область, специально созданная для притяжения лояльного Империи армянского населения. Поскольку на тот момент численность христиан и мусульман была примерно равной и армянский характер будущей Армении, скажем так, был под вопросом. Еще в 90-х годах XIX века половину населения Еревана составляли мусульмане. Лишь исход армян из Турции позволил придать Эриванской губернии однозначно армянский характер.

— Хорошо, а в Империи Армянская область как появилась?

— Вы будете смеяться: область была образована из двух АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ХАНСТВ, отвоеванных нами у Персии в войну 1826–1828 годов. Ханства же являлись осколками Севефидской Империи, а до того регион принадлежал османам. С древней армянской государственностью в достоверный период истории все очень плохо — последнее армянское государство закончилось, по словам самих армян, в середине XIV века, и с тех пор имелось лишь христианское население, кочующее по исламским ханствам и империям. В процессе кочевки, кстати, собственно армянская аристократия была потеряна, и управлять трудящимися армянами приходилось через религиозных авторитетов. Ничего не хочу сказать, но вообще-то задача аристократии ровно одна — править. Даже у грузин сохранился свой правящий слой — армяне же были народом крестьян и торговцев.

Зачем наша бесконечно мудрая Империя не только приняла в свой состав азербайджанские ханства, но и начала способствовать их превращению в армянские территории?

Очень просто: посмотрите на карту. Стратегически расположенная на границе трех империй, Эриванская губерния открывала путь русским войскам в богатую, но невероятную слабую Персию, а также в шесть армянских провинций Османской империи, разрывавших в клочья азиатскую часть Турции. Однако на лояльность подданных-мусульман рассчитывать было нельзя — особенно с учетом того, что турецкий султан был еще и святым праведным халифом. Более того, 6 армянских провинций Турции нас не особо волновали — нам нужно было как минимум разрушение Турции и взятие Царьграда с Проливами, как максимум — Иерусалим и Святая Земля. Поэтому вариант передачи огромных кусков внутренней бедной Турции радостным армянам (с передачей им же головной боли о контроле только что оккупированной территории) представлялся довольно логичным. Армяне были нашей пятой колонной в Турции, а Эриванская губерния — военно-логистическим хабом, который мы армянизировали, чтобы разбавить нелояльное мусульманское население, укрепив прифронтовые регионы. Меры нашего имперского правительства увенчались успехом: свыше 150 000 армян воевали в добровольческих формированиях в Первую мировую, армянские духовные и светские деятели призывали всех честных армян к войне против Турции на стороне России, и геноцид армян был во многом вызван вот этой вот откровенно пророссийской позицией (причем Россию они любили прагматично, в ожидании огромного куска Турции в награду). Если бы не Февральская революция, сейчас на месте Турции располагалась бы Великая Армения, служившая основой нашего господства на Ближнем Востоке (точно так же созданная нами Югославия контролировала Балканы — наши с двух сторон зажимали турецких гадов, капитально работали, с умом). Причем армян постоянно бы доканывали курды и турки (собственно, они еще в XIX веке собирали карательно-террористические экспедиции против курдов), поэтому в смысле риторики ситуация мало бы отличалась от нынешней.

При этом когда наши начали реквизировать имущество армянской церкви, закрывать армянские школы и проводить русификацию, армяне ответили террором. Наши прекратили нажим, вернули армянским попам крестики — террор прекратился. То есть никакой «любви» и «дружбы народов» не было, было прагматичное сосуществование народа-гиганта и евреев-2.0, рассчитывавших по итогу получить свой Израиль. Когда чьи-то интересы нарушались, без всякой любви и дружбы с обеих сторон начинались «активные мероприятия». При этом армянские дураки так же, как русские дураки  радостно встретили Февраль, за Февралем пришел Октябрь, и в итоге после всех драматических событий, включая геноцид и внезапную дружбу совков с турками, они получили более-менее территорию Эриванской губернии. Все надежды на Великую Армению (а заодно и потенциальная полезность армян для укрощения Турции) рухнули. А исламская революция в Иране превратила богатую развратную Персию в злую нищую теократию, которую после оккупации пришлось бы не грабить, а кормить (это если не вспоминать, что все русское имущество в Персии совки тупо бесплатном подарили после революции персам за «спасибо»).

Армения застыла в качестве еще одной советской республики, но грянул 1991 год, грянула Карабахская война, и армяне лихо увеличили свою территорию на треть, отпилив Нагорно-Карабахскую Республику у Азербайджана. В 90-х это казалось блестящим ходом армянских элит, однако с 90-х многое изменилось. Если в 1989 году в Армении проживало 3.5 миллиона человек, а в Азербайджане — 7 миллионов человек, то сегодня армян насчитывается меньше 3 миллионов (то есть численность даже снизилась), а азербайджанцев — 9.5 миллиона, причем половина — сельское население с тенденцией к многодетности. Хуже того, ВВП Армении в 10 миллиардов долларов смешно даже сравнивать с ВВП Азербайджана в 64 миллиарда долларов. Военные расходы Азербайджана (2.4 миллиарда долларов) вплотную приближаются ко всему общегосударственному бюджету Армении (3 миллиарда долларов). А доля переводов армянской диаспоры — 14% ВВП — показывает, что структурно экономика Армении недалека от экономики Таджикистана. У Азербайджана же не только имеется свой ВПК (производят, например, системы залпового огня) — азеры пытаются создать у себя авиакосмическую отрасль, начав с производства вертолетов и дронов. Плюс постоянно растущий нефтегазовый экспорт и турецкие братушки, всегда готовые выступить огромным рынком для азербайджанских друзей. Один товарооборот Азербайджана и Турции (15 миллиардов долларов) в полтора раза больше всего армянского ВВП.

То есть ситуация у армян, между нами, русскими говоря, — аховая, даже если считать врагами армян один только Азербайджан. И с каждым днём она становится всё хуже.

Спутник и Погром