90 лѣтъ Приамурскому Земскому Собору.Последний парад Белой гвардии во Владивостоке 1922 г.(Видео)

РОССІИ ВЕЛИКОЙ НЕ БЫТЬ БЕЗЪ ГОСУДАРЯ.

****

Въ августѣ текущаго 2012 года исполняется ровно 90 лѣтъ Приамурскому Земскому Собору, созванному въ городѣ Владивостокѣ для организаціи Русской Національной власти на дальневосточной окраинѣ Россіи, но фактически вышедшему въ своей дѣятельности далеко за рамки этой мѣстной задачи. Соборъ впервые съ начала революціи призналъ, что право на осуществленіе Верховной Власти въ Россіи принадлежитъ исключительно династіи Дома Романовыхъ, и тѣмъ самымъ фактически объявилъ преступными самозванцами всѣхъ революціонныхъ захватчиковъ власти, начиная съ февраля 1917 года и вплоть до настоящаго времени.

Приамурскій Земскій Соборъ рѣшительно прекратилъ поклоненіе идолу Учредительнаго собранія, что никакъ не рѣшались сдѣлать всѣ предыдущіе Бѣлые правительства и Вожди, и отвергъ всѣ такъ называемыя «завоеванія» и «демократическія цѣнности» Февральской революціи, вновь вернувшись къ исконнымъ русскимъ національнымъ цѣнностямъ Православія, Самодержавія и Народности. Выраженіемъ національно-христіанскаго Духа, господствовавшаго на Соборѣ, явилось избраніе Правителемъ Приамурскаго края генералъ-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса, убѣжденнаго монархиста и подлиннаго Бѣлаго Вождя, вѣрнаго идеалу Святой Руси и историческимъ завѣтамъ русскаго православнаго народа.

Приамурскій Земскій Соборъ имѣлъ лишь одинъ, но весьма существенный недостатокъ, который по нашему глубокому убѣжденію явился коренной причиной послѣдующихъ неудачъ Правителя и гибели бѣлаго Приморья всего черезъ 2,5 мѣсяца послѣ закрытія Собора. Отрекаясь отъ «идеаловъ» Февральской революціи и призывая на свою дѣятельность Божіе благословеніе, Соборъ не высказалъ никакого осужденія предателямъ Царя изъ числа высшихъ церковныхъ іерарховъ, болѣе того, онъ избралъ своимъ почетнымъ предсѣдателемъ патр. Тихона (Белавина) — одного изъ главныхъ участниковъ Февральской церковной революціи, неоднократно и публично отрекавшагося какъ отъ Царя-Мученика Николая II, такъ и отъ монархіи и монархическихъ убѣжденій вообще. Залъ засѣданій Собора былъ даже спеціально украшенъ большимъ портретомъ этого патріарха-цареотступника и цареборца. Конечно, при наличіи такого почетнаго Предсѣдателя изъ числа убѣжденныхъ февралистовъ Божіе благословеніе не могло снизойти на Соборъ, а безъ Божьяго благословенія всѣ начинанія Собора и избраннаго имъ Правителя были обречены на неудачу, что и случилось въ самомъ скоромъ времени.

Тѣмъ не менѣе, за исключеніемъ этого существеннаго недостатка вся остальная дѣятельность Собора заслуживаетъ полнаго одобренія, а принятыя имъ рѣшенія являются однимъ изъ основаній для возрожденія Національной Россіи, вѣдомой Православнымъ Самодержавнымъ Царемъ.

Въ память Приамурскаго Земскаго Собора редакція «Силы и Славы» публикуетъ нѣкоторыя выступленія участниковъ Собора, дающія возможность ясно почувствовать духъ этого Собора, проникнуться имъ и пріобщиться къ нему.

Рѣчь Предсѣдателя Временнаго Приамурскаго Правительства С.Д. Меркулова

на 1-омъ (торжественномъ) засѣданіи Собора

 

Отъ имени Временнаго Приамурскаго Правительства объявляю засѣданія Приамурскаго Земскаго Собора открытымъ.

Граждане делегаты Земскаго Собора и всѣ присутствующіе здѣсь русскіе граждане!

Привѣтствую Васъ съ открытіемъ Земскаго Собора! Привѣтствую Васъ, делегаты Земскаго Собора, какъ представителей населенія, какъ представителей земли русской, какъ представителей государственной мысли.

Съ глубокимъ чувствомъ привѣтствую Васъ, въ особенности, потому, что Земскій Соборъ, открытіе его — это дѣйствительно важное историческое событіе. Всѣ участвующіе въ Земскомъ Соборѣ должны помнить, что успѣхъ работы Собора зависитъ отъ ихъ вѣры въ правое дѣло и, во всякомъ случаѣ, не останется безслѣднымъ въ Исторіи. Открытіе Земскаго Собора есть возвратъ къ русскимъ исконнымъ историческимъ путямъ, несмотря на то, что Соборъ этотъ происходитъ на далекомъ клочкѣ русской территоріи. Онъ происходитъ въ моментъ перелома русской исторіи.

При всестороннемъ разсмотрѣніи дѣйствующихъ въ исторіи человѣческихъ силъ, мы наблюдаемъ, что общества, государства объединяютъ всѣ свои силы, отдаютъ  свой умъ на общественную работу, базируясь на два различныхъ начала. Одно — Сила Божія, — та Сила, когда человѣкъ кладетъ въ  основаніе своихъ отвѣтныхъ дѣйствій вѣру въ высочайшее существо, въ высшее начало, въ Бога. Другое начало — это когда  человѣкъ съ развитіемъ и успѣхами знанія, съ ростомъ культуры начинаетъ постепенно освобождаться отъ связи съ Божествомъ, когда онъ  … свое право только на своемъ умѣ, на практическомъ опытѣ, не заботясь объ исполненіи высшихъ божественныхъ законовъ, когда онъ живетъ только для себя, только для жизни здѣсь, на землѣ.

Первое начало въ нашей русской исторіи выразилось въ стремленіи сохранить силы и единство государства въ тяжелыя смутныя времена путемъ созыва Земскихъ Соборовъ. Въ Западной Европѣ то же самое стремленіе, въ особенности въ Средніе вѣка, принимало иныя формы, но по существу оно покоилось не тѣхъ принципахъ зависимости отъ Божества, какъ и наши Земскіе Соборы.

Второе начало стало проявляться, когда человѣкъ началъ горделиво  отдѣляться отъ Бога, вѣрить только въ самого себя, въ свой умъ и геній, и на нихъ только однихъ строить свое благополучіе, ища въ трудныя минуты помощи въ общественной солидарности на основѣ принципа  ариѳметическаго представительства, простого подсчета.

Я бы назвалъ первое направленіе въ обществахъ и государствахъ началомъ созидательнымъ и, наоборотъ, второе начало — разрушительнымъ.  И какъ бы намъ не казалось, что ариѳметическое народное представительство въ западныхъ странахъ принесло народамъ благополучіе, которое тамъ до сихъ поръ сохраняется, — въ дѣйствительности такое мнѣніе будетъ ошибочнымъ.  Сохраняющееся тамъ благополучіе лишь доказываетъ, что или тамъ  эти ариѳметическія начала, основанныя на вѣрѣ только въ свой умъ, еще не побѣдили вполнѣ тѣ вѣковѣчные идеалы, которые создаются всякимъ народомъ, или то, что процессъ разрушенія идетъ тамъ медленнѣе, чѣмъ онъ шелъ въ русской исторіи.

Когла Россія отвернулась отъ исконныхъ русскихъ христіанскихъ началъ, отъ этихъ вѣковѣчныхъ принциповъ и встала на путь подражанія образцамъ, чуждымъ русской душѣ, подъ вліяніемъ горделиваго духа, она, въ лицѣ своихъ господствующихъ классовъ, рѣшила строиться сама собой, рѣшила созидать свое благополучіе безъ Бога. И нынѣ она погибаетъ.

Важность сегодняшняго собранія заключается въ томъ, что русскіе люди возвращаются вновь къ учрежденію созидательнаго періода русской исторіи — къ Земскимъ Соборамъ.

Русскіе люди, какъ увлекающiеся наивные ученики, испробовали соблазнительныя, противныя ихъ духу начала и, увидѣвъ  ихъ результаты, возвращаются къ исконнымъ своимъ началамъ.  Это, во всякомъ случаѣ, знаменуетъ оздоровленіе, хотя бы  и здѣсь, на оставшемся небольшомъ кускѣ еще не разрушенной русской земли.

 Владивостокскій общедоступный театръ, гдѣ проходили засѣданія Собора

 Но, господа делегаты, буква мертвитъ, а духъ животворитъ. Недостаточно, чтобы настоящее учрежденіе было лишь по формѣ Земскимъ Соборомъ, недостаточно, чтобы оно только называлось Земскимъ Соборомъ. Важно, чтобы оно въ своихъ принципахъ и въ своихъ, какъ бы сказать, путяхъ разрѣшенія вопросовъ, ему предложенныхъ, и во всемъ томъ внутреннемъ существѣ, чѣмъ жили, чѣмъ были, чѣмъ успѣшно созидали великое русское дѣло  раньше, походило на наши историческіе Земскіе Соборы. Важно, чтобы нашъ Земскій Соборъ и во всѣхъ этихъ отношеніяхъ совершенно напоминалъ русскіе историческіе Земскіе Соборы.

Для того чтобы такъ было, нужно, прежде всего, отказаться здѣсь всѣмъ отъ своихъ личныхъ интересовъ и отъ своихъ личныхъ честолюбий. Каждому надо помнить, какъ трудна эта задача, и, вмѣстѣ съ тѣмъ, какъ важны, святы и достойны тѣ задачи, которыя предстоятъ людямъ, собравшимся здѣсь, предназначеннымъ зацѣпить гибнущую русскую жизнь, спасти русскую жизнь на этомъ клочкѣ и отсюда нести оздоровленіе, свѣжую струю на всю Великую Русскую Землю, нести, если не въ смыслѣ прямого непосредственнаго дѣйствія, для котораго мы можемъ оказаться слабыми, то хотя бы примѣромъ. Но я думаю, не нужно смущаться нашими слабыми силами, ибо и малыя силы съ Великимъ Духомъ, съ помощью Божіей, въ состояніи создавать дѣла, которыя часто для человѣческаго ума непостижимы.  Объ этомъ  свидѣтельствуетъ исторія.  Стоитъ вспомнить только Смутное время и тѣ тяжелыя условія, въ которыхъ находились тогда русскіе люди. И тогда ихъ было немного, но проникнутые вѣрою другъ въ друга, любовью къ Родинѣ, вѣрою въ Бога, сознаніемъ необходимости  путемъ единодушія вырваться изъ когтей смуты и безпорядковъ, въ которыхъ находился русскій народъ, они достигли цѣли.

Въ твердой надеждѣ, что всѣ собравшiеся здѣсь для рѣшенія великой задачи, рѣшенія, которое должно положить конецъ нашимъ смутамъ, вдохновить насъ и объединить на созданіе великаго русскаго дѣла, этимъ проникнутся, я еще разъ  привѣтствую васъ отъ имени Временнаго Приамурскаго правительства (шумные аплодисменты).

Привѣтственная телеграмма Земскому Собору архіепископа Харбинскаго и Маньчжурскаго Меѳодія

«Привѣтствую Земскій Соборъ. Благословитъ Господь дѣла, на которыя собрался Соборъ. Всѣ истинные сыны Родины, русской земли ждутъ и надѣются, что дальневосточный земскій Соборъ пойдетъ по тому же пути,  по которому шелъ Великій земскій Соборъ, спасшій Русь въ смутную годину междуцарствія. Великій Земскій Соборъ спасъ  Русскую землю отъ внѣшнихъ враговъ и отъ своихъ домашнихъ воровъ-самозванцевъ, разорявшихъ Русскую землю, вывелъ Русь изъ хаоса безначалія.  Соборъ освятилъ своимъ авторитетомъ священную Царскую власть и вручилъ ее лучшему изъ представителей Рюрикова дома, избравъ на царство Михаила Ѳедоровича Романова.

Изнывающій подъ кровавымъ гнетомъ красныхъ тирановъ Русскій народъ ждетъ спасенія съ Востока, его стоны долетаютъ и досюда, эти стоны долженъ услышать и дальневосточный Земскій Соборъ. Осуществляя завѣты Великаго земскаго Собора Дальневосточный  Земскій Соборъ призоветъ всѣхъ вѣрныхъ сыновъ  Родины Русской земли къ борьбѣ за освобожденіе несчастнаго народа  отъ краснаго кроваваго ига тирановъ, положитъ первый камень возсозданія государственнаго величія Родины и подтвердитъ своимъ авторитетомъ волю Великаго Земскаго Собора, подтвердитъ, что и нынѣ только священная Царская власть въ союзѣ съ Церковью можетъ спасти Родину; что и нынѣ эта священная власть должна быть также вручена дому РОМАНОВЫХЪ, увѣковѣчившихъ свое имя въ исторіи Русской Земли возвеличиваніемъ ея на степень могущественнѣйшаго государства въ мірѣ и принесшаго на жертвенный альтарь Родины безцѣнную жертву — кровь Страдальца-Царя, предпочетшаго лучше принять страдальческую смерть, чѣмъ оставить ради спасенія своей жизни любимый имъ русскій народъ.

На Соборъ соберутся лучшіе русскіе люди, и голосъ всѣхъ ихъ долженъ быть выслушанъ. Но съ особымъ вниманіемъ долженъ быть выслушанъ голосъ тѣхъ, своей кровью защищаетъ и будетъ защищать Родину-Мать. Въ настоящей страшный моментъ судьбу Родины рѣшитъ мечъ, а  не краснорѣчивое слово, Родину  спасетъ АРМІЯ, а не ораторы. Архіепископъ Харбинскій и Маньчжурскій МЕѲОДІЙ».

Обращеніе  Предсѣдателя Собора проф. Н.И. Миролюбова къ генералу-лейтенанту М.К. Дитерихсу,

послѣ избранія его Правителемъ Приамурскаго Государственнаго Образованія

«Ваше избраніе есть избраніе Провидѣнія Божія. Это Перстъ Божій, указующій пути дѣятельности не только отдѣльнаго человѣка, но и каждаго народа. Труденъ, но и славенъ путь Вашего Правительства, труденъ, потому что Россія находится на днѣ той пучины, куда ввергли ея враги Русскаго народа. Но я вѣрю, и вмѣстѣ со мной вѣритъ Земскій Соборъ, что Вы своею дѣятельностью постараетесь, при помощи лучшихъ русскихъ людей, вызволить нашъ Русскій народъ изъ этой пучины. Пять лѣтъ наша Родина страдаетъ подъ игомъ изувѣровъ, повергшихъ во прахъ наши Русскіе Идеалы. Русскій народъ подъ вліяніемъ демагогіи, утомленный Великой Войной, не могъ понять своихъ вождей. Пошелъ за людьми, кои прикинулись вождями. Это были волки въ овечьей шкурѣ, и спустя пять лѣтъ, испытавъ на себѣ послѣдствія такъ называемаго «земного рая», Русскій народъ осозналъ, съ какого истиннаго пути сведенъ онъ извергами народа и та анархія, которая царитъ теперь тамъ, вдали отъ насъ, должна быть въ корнѣ уничтожена. Законъ и порядокъ должны быть поставлены во главу угла, а не дикая революціонная «совѣсть».

Мы надѣемся, что Вы — именно тотъ Вождь, который возглавитъ Русскій народъ, поставитъ его на правильный національный путь и доведетъ его до того конца, когда русскій народъ возглавитъ единый Державный Хозяинъ Земли Русской, который возвратитъ Россіи ея Великодержавное значеніе. Труденъ и многострадаленъ будетъ Вашъ путь, но славенъ въ концѣ. Да будетъ же надъ Вами благословеніе Божіе. Да здравствуетъ доблестный Вождь Михаилъ Константиновичъ! Да здравствуетъ Великій Русскій народъ! Богъ Вамъ въ помощь!» (бурные аплодисменты, крики «Ура!»)

                                                                    Президіумъ Собора

Обращение  Председателя бывшего Временного Приамурского правительства С.Д. Меркулова

 к генералу-лейтенанту М.К. Дитерихсу.

«Ваше Высокопревосходительство!

Господинъ Правитель Приамурскаго Государственнаго Образованія!

Господь призвалъ Васъ на путь тяжелаго, но великаго дѣла возрожденія нашей истерзанной и великой Родины. На этомъ пути много жертвъ легло въ революціонный періодъ, много выстрадала наша многострадальная Родина.  Она ждетъ своего избавителя и ждетъ его съ Востока. Всевышній Господь призвалъ Васъ на это великое дѣло, которое полтора года тому назадъ было начато здѣсь Вашими единомышленниками по любви къ Родинѣ.  Дѣло это было трудное, и Господь благословилъ его, доказательствомъ чего являются настоящій Земскій Соборъ и то великое  дѣло перелома революціонной эпохи русской исторіи, которое совершается нынѣ здѣсь.

Труденъ и тѣнистъ будетъ Вашъ путь, но Вамъ, славный герой и вождь, опытный государственный дѣятель, вѣдомы и извѣстны терніи, по которымъ шла Родина.  Одно чувство должно охватывать и обуревать Васъ, Михаилъ Константиновичъ,  какъ и всѣхъ здѣсь присутствующихъ, а черезъ нихъ и все населеніе русскаго Дальняго Востока. Это чувство — увѣренность, что при объединеніи, основанномъ на любви къ Родинѣ, на любви и полномъ довѣріи къ нашему избранному вождю, при единеніи, основанномъ на жертвенности, Вы, глубокоуважаемый Михаилъ Константиновичъ,  преодолѣете всѣ препятствія и доведете дѣло до возстановленія нашей великой Родины подъ сѣнью монарха (аплодисменты).

Мужайтесь, нашъ доблестный вождь, мужайтесь, многоуважаемый Михаилъ Константиновичъ,  Господь Вамъ поможетъ, помощь Господня никогда не оставитъ Васъ, какъ не оставляла Васъ до сихъ поръ. Господь да благословитъ Васъ!» (шумные аплодисменты).

Отвѣтное слово Правителя Михаила Константиновича Дитерихса

«Господа члены Земскаго Собора!

Мнѣ хочется, прежде всего, высказать Вамъ то громадное духовное и моральное удовлетвореніе, которое я, какъ Михаилъ Константиновичъ Дитерихсъ, получилъ сейчасъ, при своемъ избраніи, отъ тѣхъ рѣшеній идеологическаго и принципіальнаго характера, которыя вынесены Соборомъ. Какъ Правитель, я считаю своею обязанностью высказать заключеніе о томъ, что сдѣлалъ въ исторіи строительства Русской Земли здѣшній Приамурскій Земскій Соборъ.

Въ несчастную ночь съ 27 на 28 февраля 1917 года подъ вліяніемъ дурмана Россія встала на революціонный путь.  Съ одной стороны возникъ революціоннымъ порядкомъ временный Исполнительный Комитетъ изъ состава членовъ Государственной Думы, съ другой стороны, параллельно съ нимъ и одновременно также революціоннымъ порядкомъ создалась другая революціонная организація  верховной власти страны — Совѣтъ солдатскихъ и рабочихъ депутатовъ Петроградскаго гарнизона. Двѣ революціонныя силы, одновременно выброшенныя волной на поверхность страны, встрѣтились, столкнулись и оказались во взаимной враждѣ одна съ другой. Если послѣ этого Временный Революціонный Комитетъ Государственной Думы не смогъ удержать власти въ своихъ рукахъ, то также и этотъ Совѣтъ солдатскихъ и рабочихъ депутатовъ, который создался въ ночь на 28 февраля, тоже не смогъ этой власти удержать въ своихъ рукахъ, и оба уступили черезъ семь мѣсяцевъ власть совѣтскимъ пришельцамъ изъ-за границы.

Въ чемъ  въ этихъ событіяхъ выражался ударъ, нанесенный идеологіи русскаго государства? Не только въ томъ, что уже намѣчено было обѣими сторонами — отреченіе Государя Императора, не только въ этомъ. Ударъ былъ гораздо сильнѣе, гораздо глубже, и въ теченіе пяти лѣтъ, въ сущности, до созыва этого Земскаго Собора, мы этого удара еще не отразили.

Господа еще въ 1880 году нашъ великій пророкъ и писатель Достоевскій въ своемъ письмѣ къ Грановскому писалъ: когда народъ въ стремленіи своего государственнаго  объединенія теряетъ принципы религіозно-нравственные, онъ, въ сущности, теряетъ способность и быть государствомъ, т.к. у него остается единственный принципъ — единиться во имя спасенія животишекъ. Утративъ эти принципы религіозно-нравственныхъ основъ, мы пытались объединиться только для спасенія нашихъ животишекъ. И скажу, что не только мы, но нынѣ и весь міръ въ своихъ попыткахъ объединиться, въ своихъ попыткахъ придти къ какому-либо рѣшенію въ Гаагѣ, Генуѣ, Лондонѣ и т.п. стремится объединиться для спасенія животишекъ.  И вотъ, господа, заслуга Земскаго Собора самая громадная, удовлетворяющая меня въ страшныхъ размѣрахъ и дающая мнѣколоссальную вѣру въ то, что, безусловно, это есть начало нашего возрожденія, заключается въ томъ, что начала возрожденія нашей религіозной идеологіи Земскій Соборъ разрѣшилъ смѣло, открыто, во всеуслышаніе и въ основу Приамурскаго Государственнаго Образованія заложилъ не принципъ «спасенія животишекъ», а высоко духовные христіанскіе принципы нравственно-религіозной идеологіи. Если есть духовная, идейная цѣль объединенія — будетъ и физическое, національное государство.

Эта идеологія зиждется не только на томъ, что сейчасъ мы должны снова вернуться къ идеѣ Россіи монархической. Этого мало.  Соборъ своимъ постановленіемъ еще подтвердилъ второй принципъ этой идеологіи. Первой нашей задачей стоитъ единственно, исключительно и опредѣленно борьба  съ совѣтской властью — сверженіе ея. Далѣе — это уже не мы. Далѣе — это будущій Земскій Соборъ.  Это чрезвычайно важно потому, что  до сихъ поръ, господа, этотъ принципъ не былъ чистымъ, и постоянно возникавшія русскія власти, кромѣ Приамурской здѣшней власти,  постоянно преслѣдовали принципъ верховенства Всероссійскаго, т.е. онѣ ставили не только принципъ борьбы съ совѣтской властью, но и возглавленіе всей Россіи. Это была страшная ошибка. И то, что Земскій Соборъ отвергъ этотъ принципъ, хотя бы въ той формѣ, что онъ отвергъ званіе Верховнаго Правителя, онъ этимъ самымъ подчеркнулъ эту нашу идею.  Борьба сейчасъ должна быть не на жизнь, а на смерть съ совѣтской Россіей. мы можемъ нашу борьбу возглавить династическимъ лицомъ, но все равно сейчасъ стоитъ передъ нами одна задача — борьба съ совѣтской властью, низверженіе ея послѣ этого мы можемъ сказать Господу Богу: «Нынѣ Ты насъ отпускаешь». Будутъ работать другіе.

Третій принципъ идеологіи, установленный Земскимъ Соборомъ, говоритъ то, что теперешніе призванные Правители для этой борьбы, кѣмъ бы они ни были, даже хотя бы изъ династіи Романовыхъ, не могутъ смотрѣть на себя въ данную минуту, какъ на Верховныхъ властителей всей будущей Россіи, ибо вопросъ сей, опять-таки разрѣшится не нами. Для насъ смертныхъ нельзя и мечтать и томъ, чтобы принять на себѣ званіе правителей всей Россіи. Мы — правители борьбы съ совѣтской властью и правители тѣхъ государственныхъ объединеній, которыя для этого рождаются. Вотъ это опредѣленное установленіе духа и лица власти дало мнѣ громадное удовлетвореніе и колоссальную вѣру, которая позволяетъ мнѣ смѣло сказать: «На этихъ трехъ принципахъ мы пойдемъ къ успѣху и успѣха достигнемъ».

Въ исторіи будущей Россіи работа теперешняго Земскаго Собора будетъ отмѣчена безусловной яркимъ свѣтомъ, ибо она для людей, боровшихся до сихъ поръ въ теченіе пяти лѣтъ и жаждущихъ этой борьбы,  даетъ фундаментъ, прочный фундаментъ, при которомъ надежды у насъ, безусловно, воскресаютъ.  Я смѣло могу сказать, что на этихъ принципахъ пойдетъ и сильнѣйшее объединеніе нашихъ вооруженныхъ силъ, на этихъ же принципахъ пойдетъ и сильнѣйшее объединеніе народовъ здѣшней земли съ народомъ совѣтской Россіи, съ народомъ, который остался такимъ же, каковы и мы есть.

Теперь, господа члены Земскаго Собора, я обращаюсь къ Вамъ уже только, какъ Правитель, и къ Вамъ, какъ къ гражданамъ Земли Приамурскаго Государственнаго Объединенія.

Указъ № 1

Правителя Приамурскаго Государственнаго Объединенія

 

г. Владивостокъ

8 августа 1922 года

Волею Приамурскаго Земскаго Собора сего 8-го августа 1922 года я принялъ Верховную власть налъ Приамурскимъ Государственнымъ Объединеніемъ на твердыхъ незыблемыхъ началахъ основныхъ законовъ Россійской Державы и руководствуясь исконными историческими завѣтами Россійскаго Государства

Приамурское Государственное Объединеніе впредь именовать Приамурскимъ земскимъ Краемъ.

Тысячу лѣтъ росла, ширилась и крѣпла Великая Русь, осуществляя смыслъ государственнаго единенія въ святомъ сѵмволѣ религіозно-нравственной идеологіи народа: въ Вѣрѣ, Государѣ и Землѣ. И всегда, когда этотъ величественный завѣтъ нашей исторіи, освященный Христовой Вѣрой, твердо, вѣрно и сознательно исповѣдывался всѣмъ народомъ земли Русской, Русь была могучей, сильной и единой въ служеніи своему религіозному, историческому, міровому предназначенію — быть Россіей Христа.

Но бывали въ нашемъ бытіи годы великихъ соблазновъ и искушеній сойти съ истинныхъ національныхъ путей, отказавшись отъ того или другого изъ завѣтныхъ историческихъ сѵмволовъ. Народъ впадалъ въ грѣхъ противъ Богомъ данной ему идеологіей, и тогда постигали землю Русскую великія смуты, разоренія, моры и глады съ плѣненіемъ различными иновѣрцами и иноплеменниками. И только съ искреннимъ покаяніемъ въ отступничествѣ, съ горячимъ порывомъ массы къ возвращенію снова на путь историческихъ святыхъ началъ своего единенія, въ дружно, тѣсномъ, беззавѣтномъ и самоотверженномъ служеніи своей Родинѣ, и только ей, народъ обрѣталъ прощеніе грѣха и возвращалъ Святую Русь къ прежнимъ величію и славѣ.

А вмѣстѣ съ возрожденіемъ земли возрождались  благоденствіе и миръ самого Народа подъ скипетромъ его наслѣдственно-преемственнаго Державнаго Вождя — Помазанника, въ значеніи коего для русской монархической идеологіи тѣсно объединяются Верховная Власть отъ Бога съ Богохранимымъ народомъ всея земли.

По грѣхамъ нашимъ противъ Помазанника Божьяго, мученически убіеннаго совѣтской властью Императора Николая II со всею Семьею, ужасная смута постигла Народъ Русскій, и Святая Русь подверглась величайшему разоренію, расхищенію, истязанію и рабству отъ безбожныхъ воровъ и грабителей, руководимыхъ изувѣрами изъ еврейскаго племени, отрекшихся и отъ своей іудейской вѣры.

Пять лѣтъ народъ земли, разметанной гнѣвомъ Божіимъ, несетъ наказаніе за свой грѣхъ, несетъ тяжелый, не заслуженный крестъ за безумное попраніе святого историческаго завѣта, за уклоненіе отъ исповѣданія чистоты вѣры православной и отъ святыни единой державной власти отъ Бога.

Но милостивъ творецъ къ своей Святой Руси, и молитвы кающагося народа «всея земли» услышаны и приняты Имъ. Близится часъ прощенія и освобожденія. Мы уже «у дверей».

Здѣсь, на краю земли Русской, въ Приамурьѣ, вложилъ Господь въ сердца и мысли всѣхъ людей, собравшихся на Земскій Соборъ, ед  ину мысль и едину вѣру: РОССІИ ВЕЛИКОЙ НЕ БЫТЬ БЕЗЪ ГОСУДАРЯ, не быть безъ преемственно-наслѣдственнаго Помазанника Божьяго. И передъ собравшимися здѣсь, въ маленькомъ, но сильнымъ вѣрой и національнымъ духомъ Приамурскомъ объединеніи послѣдними людьми земли Русской стоитъ задача, долгъ и благой крестъ — направить все служеніе свое къ уготованiю пути Ему — нашему будущему Боговидцу.

Скрѣпимъ, соединимъ въ одну силу оставшiеся намъ святые завѣты — Вѣру и Землю, отдадимъ имъ беззавѣтно свою жизнь и достояніе; въ горячей молитвѣ, въ очищенныхъ отъ земныхъ слабостей сердцахъ, вымолимъ милость Всемогущаго Творца, освободимъ Святую нашу Родину отъ хищныхъ интернаціональныхъ лапъ звѣря и уготовимъ поле будущему Собору «всея земли». Онъ завершитъ наше служеніе Родинѣ, и Господь, простивъ своему народу, увѣнчаетъ родную землю своимъ избранникомъ — Державнымъ Помазанникомъ.

Принявъ на себя передъ Святымъ Евангеліемъ Христовымъ и Его Животворящимъ Крестомъ сей благой и славный путь, предначертанный мнѣ Земскимъ Соборомъ, творя съ вѣрой и упованіемъ свой первый шагъ въ служеніи землѣ, ПОВЕЛѢВАЮ:

Земскому Собору созыва 23-го минувшаго Іюля выбрать изъ своей среды Земскую Думу людей земли Приамурской, на основаніи и расчета, при семъ объявляемаго.

Приамурская Земская дума въ единеніи и работѣ съ Приамурскимъ Церковнымъ Соборомъ, о созывѣ коего я обращаюсь вмѣстѣ съ симъ къ Владыкѣ Меѳодію, архіепископу Харбинскому и Маньчжурскому, создадутъ мнѣ послѣдній шагъ въ служеніи Великой Родинѣ по пути, возложенному на меня Земскимъ Соборомъ.  Съ вѣрою въ милость къ намъ Бога я поведу по этому пути Васъ, людей земли Приамурскаго Края.

Васъ же, всѣхъ людей зарубежной, совѣтской, угнетенной земли Русской, кто вѣритъ въ Бога, и опозналъ уже истинное лицо и ложь совѣтской власти, коммунистовъ и ихъ приспѣшниковъ воровъ, зову къ намъ, зову ко Христу. Мы бѣдны въ землѣ, но съ нами Богъ.

Подлинный подписалъ:

Правитель Приамурскаго Земскаго Края, Воевода Земской Рати

Генералъ-лейтенантъ Михаилъ ДИТЕРИХСЪ»

«Сила и Слава»

Последний парад Белой гвардии во Владивостоке 1922 г.

****

90 лѣтъ Приамурскому Земскому Собору.

Летом 1922 года Приамурье оставалось единственной свободной от ига коммунистического интернационала российской территорией. Именно там была предпринята попытка возродить традиционную русскую государственность.

В начале июня в Приморье разразился политический кризис, явившийся логическим финалом несоциалистического движения, пестрого по своему составу и неоднородного по идеологической платформе. Дело усугублялось еще борьбой за власть между правительством С.Д.Меркулова и Народным собранием, а также взаимными личными симпатиями и антипатиями лидеров антибольшевистского общественного движения и и различных воинских формирований и групп.

Встав перед выбором жизни и смерти, наученные горьким опытом революции и гражданской войны, русские люди во Владивостоке смогли преодолеть внутреннюю смуту. Указом Приамурского Временного правительства № 149 от 6 июня 1922 г. объявлялось о созыве Земского Собора, ключевую роль в котором предстояло сыграть генерал-лейтенанту Михаилу Константиновичу Дитерихсу (1874 – 1937), бывшему Главнокомандующему войск Восточного фронта адмирала А.В.Колчака.


По воспоминаниям современников, М.К.Дитерихс был человеком глубоко религиозным. Еще в 1919 году он мыслил борьбу с большевизмом как борьбу религии с безбожием и безверием. Тогда же генерал приступил к формированию “Дружин Святого Креста и полумесяца”. Он верил,что Россию против большевиков можно поднять лишь во имя Церкви,Царя и Отечества. Его идея была нова для Белого движения,продумана и оригинальна.

Она могла бы увлечь людей, если в них, конечно, еще теплился огонек веры и преданности трем национально-историческим основам России. И вот, спустя три года, генерал Дитерихс,не колеблясь, решил проводить в жизнь свои принципы, для чего незамедлительно прибыл на призыв во Владивосток из Харбина.

Народное собрание было распущено. За этим решением стояла Дальневосточная Белая армия, среди чинов которой имя Дитерихса было весьма авторитетным. В прессе стали появляться статьи о преимуществах монархии, которая и спасет страну от развала и анархии.

23 июля 1922 года во Владивостоке торжественно открылся Приамурский Земский Собор, который стал плодом молитв и усилий многих и многих русских людей, он вобрал в себя их надежды и чаяния на возрождение Великой России. Делегатами были избраны 207 человек по квотам от общественных организаций, торгово-промышленного сословия, высших учебных заведений, различных ведомств, армии и флота, местностей и конфессий. Почетным председателем Собора был избран “молитвенник и печальник земли Русской” патриарх Тихон, находившийся в Москве. В состав Собора входили епископы епархиальных округов Приморья, Владивостока, Харбина и Камчатки, епископ старообрядческий, генералы и офицеры армии и флота, войсковые казачьи атаманы, высшие чиновники, главный священник армии и флота, главный мулла армии.

Перед открытием Собора торжественный молебен совершил Архиепископ Владивостокский и Приморский Михаил в сослужении с прочим духовенством. Открывая заседание, профессор богословия Н.Миролюбов заявил, что Земский Собор не является парламентом и собран не по западным образцам государственного управления. Сохранялся старинный принцип сословности, идущий от Земских Соборов XVI-XVII вв., в противоположность партийности, мнимой независимости и классовости. Владивостокский Собор принял решение о восстановлении монархии и династии Романовых сначала в Приморье, а затем и во всей России.

4 августа 1922 года в Европу была отправлена телеграмма уведомления и приветствия вдовствующей Императрице Марии Федоровне. В телеграмме Великому князю Николаю Николаевичу (бывшему в 1914-1915 гг. Верховным Главнокомандующим Русской армии) излагалась просьба “о водительстве заблудшего, но раскаявшегося уже Русского народа”. Делегация Земского Собора готовилась к поездке в Европу. Но на все это требовалось известное время.

Перед монархистами встал вопрос о выборе правителя края на переходный период. Значительным авторитетом в эмигрантских кругах Маньчжурии пользовался бывший генерал-губернатор Приамурского края, известный ученый-этнограф, шталмейстер двора Его Императорского Величества Н.Л.Гондатти. Но он отказался быть возглавителем Приамурской государственности, о чем известил председателя Собора Н.Миролюбова. 8 августа 1922 г. Земский Собор избрал М.К.Дитерихса Правителем Земского Приамурского края, “главой и преемником верховной власти, прав и обязанностей Временного Приамурского правительства”. Михаил Константинович принес присягу Земскому Собору, в которой говорилось:”Отнюдь не ища и не преследуя никаких личных выгод, я обязуюсь свято выполнить пожелание Земского Собора, им высказанное, и приложить по совести всю силу моего разумения и самую жизнь мою на высокое и ответственное служение Родине, нашей России, блюдя законы ее и следуя ее историческим заветам, возвещенным Земским Собором, памятуя, что я во всем, что учиню по долгу Правителя, должен буду дать отчет перед Русским Царем и Русской Землей”.

В своем Указе № 1 от 8 августа 1922 г. генерал Дитерихс объявил, что будет руководствоваться основными законами Российской Державы и исконными традиционными заветами Российского государства. “Скрепим,соединим в одну силу оставшиеся нам от исторического символа святые заветы Веру и Землю; отдадим им беззаветно свою жизнь и достояние; в горячей молитве очищенных от земных слабостей сердцах вымолим милость Всемогущего Творца, освободим Святую нашу Родину от хищных интернациональных лап зверя и уготовим поле будущему Собору “всея земли”.Он завершит наше служение Родине, и Господь, простив своему народу, увенчает родную землю своим избранником – Державным Помазанником”.

В тот же день Временное Приамурское правительство сложило свои полномочия и передало их М.К.Дитерихсу. Официальным лозунгом режима стал лозунг “Вера,Царь и Народ”. Начались реформы, провозглашенные Земским Собором. Основной городской, земской и казачьей административной единицей в Приморье стал церковный приход данного района по преобладающему количеству граждан православного вероисповедания. К октябрю были созданы приходские советы во Владивостоке и Никольске-Уссурийском.Работала Приамурская Земская дума, имевшая и законодательные, и исполнительные функции. Смертная казнь для противников режима заменялась высылкой из Приамурского края в пределы ДВР.

Но для дальнейшей борьбы необходима была более активная поддержка тыла, мобилизация всех сил. Войск было мало. Дорог был каждый день, каждый час. Об этои открыто говорил в своей речи Правитель Края на собравшемся 15 сентября 1922 г. в Никольск-Уссурийском Национальном съезде несоциалистических организаций Приморья и КВЖД. Но призыв Дитерихса к интеллигенции и торгово-промышленным кругам остался почти без ответа. Большинство их представителей, к совести и патриотизму которых обращался Правитель, более беспокоили вопросы личного благополучия.
Перед лицом гибели последнего оплота Белого движения свой долг до конца исполнила только армия каппелевцев, переименованная в августе в Земскую Рать. Задерживая противника во встречных боях, она дала возможность правильно и своевременно организовать эвакуацию частей и гражданских беженцев. Благодаря энергии генерала Дитерихса и командующего Сибирской флотилией адмирала Г.К.Старка практически все желающие смогли покинуть Приморье,захлестываемое красной волной.

Для немногих подвижников духа, не понятых своими современниками и, увы, многими потомками, бережно сохранялась память о Земском Соборе 1922 года – последней попытке возродить традиционную Русскую государственность. Зримым воплощением осталась учрежденная М.К.Дитерихсом медаль Приамурского Собора, отчеканенная в количестве около 300 экземпляров. Сохранились из них считанные единицы, но автору этих строк довелось держать в руках серебряную медаль, принадлежавшую участнику Собора полковнику Б.Э. фон Ваху, прославленному командиру воткинцев. Она вернулась во Владивосток, чтобы занять свое место в частной коллекции.

Использованные материалы:
С.Наумов. Последняя награда Белой России//Восток России,№16, ноябрь 1991.
А.Хвалин. Восстановление монархии в России. Приамурский Земский Собор 1922 года (материалы и документы).М.,1993.
Ю.Н.Ципкин. Белое движение на Дальнем Востоке (1920-1922 гг.).Хабаровск,1996.
Приамурский Земский Собор – Бело-Монархический путь преодоления революции.Иркутск,2007.
В.Ж.Цветков. Генерал Дитерихс, последний защитник Империи//Дальневосточный Монархический Вестник.№38.Б.г.

Составитель: А.Ю.Бушин

Перекличка