ГЕНЕРАЛ МИЛЛЕР – ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ РУССКИХ СИЛ СЕВЕРА РОССИИ.ИСХОД 19 ФЕВРАЛЯ 1920г.

Православная вера, родина, семья — вот те три устоя, на которых русский народ строил свою жизнь, свое государство. И им советская власть, олицетворенная коммунистами, объявила беспощадную войну. В моей душе сейчас живут три чувства — безграничная ненависть к большевикам, правящим Россией, надежда, что мне придется участвовать в свержении их власти и вера в грядущее возрождение России.-Е.К. Миллер.

Евгений-Людвиг Карлович Миллер (7 октября 1867, Динабург (нынеДаугавпилс) Витебской губернии — 11 мая 1939, Москва) — генерал-лейтенант (1915). В 1919—1920гг  Главнокомандующий всеми сухопутными, морскими вооружёнными силами России, действующими против большевиков на Северном фронте.

Биография.

Происходил из старинного дворянского рода. В зрелые годы так вспоминал о своём воспитании:В доме моих родителей с детских лет я был воспитан как верующий христианин, в правилах уважения к человеческой личности — безразлично, был ли человек в социальном отношении выше или ниже; чувство справедливости во взаимоотношениях с людьми, явное понимание различия между добром и злом, искренностью и обманом, правдой и ложью, человеколюбием и звериной жестокостью — вот те основы, которые внушались мне с детства.

Жена — Наталья Николаевна, урождённая Шипова, дочь генерала от кавалерии и генерал-адъютанта Николая Николаевича Шипова и Софии Петровны, урождённой Ланской.

Образование и военная служба.

Окончил Николаевский кадетский корпус (1884), Николаевское кавалерийское училище (1886) и Николаевскую академию Генерального штаба (1892).

Служил в лейб-гвардии Гусарском полку. В 1893 был назначен начальником строевого отдела штаба Карсской крепости, но уже в марте 1893 переведён в запас. С июля 1896 состоял в распоряжении начальника Главного штаба, с декабря 1897 состоял при Главном штабе. С февраля 1898 — военный агент вБрюсселе и Гааге, участвовал в подготовке 1-й конференции в Гааге, с августа1901 — в Риме, занимая пост военного атташе в Италии (с 1901-го по 1907 гг.). С 1901 — полковник. С декабря 1907 — командир 7-го гусарского Белорусского полка, с августа 1909 — 2-й обер-квартирмейстер Главного управленияГенерального штаба; в его ведении находились все русские военные атташе в странах Европы. С 6 декабря 1909 — генерал-майор. С мая 1910 — начальникНиколаевского кавалерийского училища. С октября 1912 — начальник штаба Московского военного округа.

Первая мировая война.

С июля 1914 года — начальник штаба 5-й Армии, управление которой было создано на базе командования Московским военным округом. Принимал участие вГалицийской битве, отражении немцев на Варшаву, Лодзинской операции. С1915 — генерал-лейтенант. В январе 1915 сформировал штаб 12-й армииЗападного фронта и с этой армией в должности начальника её Штаба принимал участие в дальнейших военных действиях (Праснышская операция). В мае 1915 управление армии переброшено на Риго-Шавельское направление с базами — Рига и Двинск. Вскоре управление переименовано в 5-ю армию (второго формирования). C июня 1915 Миллер вновь начальник штаба 5-й Армии.

Сидят: Ю.Н. Данилов, Н.В. Рузский, Р.Д. Радко-Дмитриев. А.М. Драгомиров.
Стоят: В.Г. Болдырев, И.З. Одишелидзе, В.В. Беляев, Е.К. Миллер.

С сентября 1916 фактически командовал 26-м армейским корпусом в составе Особой армии, действовавшей в Румынии. Официально назначен командиром корпуса 28 декабря 1916. В январе 1916 частями корпуса под командованием Миллера было проведено наступление, увенчавшееся полным успехом — занятием укреплённой позиции в Карпатах, взятием большого числа пленных, пушек и пулемётов.

После Февральской революции, в апреле 1917 был избит и арестован солдатами за приказ чинам корпуса снять красные банты. При аресте ранен, затем под конвоем отправлен в Петроград. После произведённого расследования, не обнаружившего состава преступления, был отчислен в запас. С августа 1917 состоял в распоряжении начальника Генерального штаба, являясь представителем Ставки Верховного главнокомандующего при Итальянской главной квартире, куда он и отбывает.

Деятель белого движения.

После прихода к власти большевиков отказался поддерживать сношения с Главным управлением Генерального Штаба и Ставкой. За это Миллер был заочно предан суду революционного трибунала. После заключения большевиками Брест-Литовского мира Миллер покинул Италию. Занимался в Париже вопросами расформирования и переброски в Россию частей русских бригад во Франции иМакедонии. В ноябре 1918 антибольшевистское правительство Северной области пригласило генерала Миллера занять пост генерал-губернатора Северной области. 1 января 1919 на ледоколе «Канада» прибыл в Архангельск, где был назначен управляющим иностранными делами правительства, а 15 января стал генерал-губернатором Северной области. С мая 1919, одновременно, главнокомандующий войсками Северной области — Северной армии, с июня — главнокомандующим Северным фронтом.

В сентябре 1919 одновременно принял пост Главного начальника Северного края, возглавив 20-ти тысячную армию.

История формирования Северной Армии.

2 августа 1918 г. при поддержке английских войск подпольные русские контрреволюционные организации осуществили переворот в Архангельске, в ходе которого большевистская власть в регионе была свергнута. К власти пришло эсеровское правительство народного социалиста Н.В.Чайковского. «Командующим всеми морскими и сухопутными вооруженными силами Верховного управления Северной области» стал организатор восстания капитан 2-го ранга Г.Е.Чаплин. Командующим войсками и генерал-губернатором Северной области стал генерал-майор В.В.Марушевский. Вскоре в Архангельске высадился 2-тысячный английский десант. В августе при непосредственном участии Антанты началось формирование частей Северной армии. Вооруженные силы состояли из 5 рот, эскадрона и артиллерийской батареи. В ноябре 1919 командующим войсками и генерал-губернатором Северной области стал генерал-майорВ.В.Марушевский.

Одновременно формировались смешанные части из числа русских добровольцев и иностранных офицеров. В частности, был сформирован «Славяно-Британский легион», а также части Французского иностранного легиона. В связи с крайне низким притоком добровольцев в армию Верховное управление Северной области ввело всеобщую воинскую повинность, несмотря на это, численность войск росла довольно медленно. Кроме того, дисциплина армии была достаточно шаткой, постоянно существовала угроза бунтов и мятежей, процветало дезертирство. Этому способствовали как принудительный характер мобилизации, так и включение в состав армии пленных красноармейцев. В первые месяцы войска Северной области состояли из офицерских добровольческих команд, пехотного полка, 2 дивизионов артиллерии и крестьянских отрядов. Общая численность войск достигала 3 тысяч человек.

В январе 1919 г. генерал-губернатором Северной области стал генерал-лейтенант Е.К.Миллер. К тому времени численность Северной армии насчитывала около 9,5 тысяч человек. Общая численность войск Антанты в конце 1918 г. составляла 16 тысяч человек. К лету 1919 Северная армия насчитывала 25 тысяч человек (из них 14 тысяч — пленные красноармейцы). Для подготовки офицеров были открыты британские и русские военные школы. Несмотря на это, армия отличалась крайней малочисленностью офицерского состава (600 офицеров из 25 тыс. чел.). 21 марта части Северной армии соединились с отрядами колчаковцев на Печоре. Летом в Архангельске началось создание отрядов Национального ополчения Северной области. В августе 1919 пехотные части Северной армии состояли из шести стрелковых бригад. Летом 1919 положение на Северном фронте резко изменилось. Под давлением общественного мнения своих стран союзники были вынуждены отозвать свои войска с Севера России. Несмотря на это, укрепление армии продолжалось.

В боях с большевиками.

В начале августа 1919г англичане получили приказ покинуть Северный район России.

Уход союзников вызывал резко отрицательное отношение у офицеров, англичане прямо обвинялись в предательстве. Начальник оперативной отдела Генерального штаба полковник Л.В. Костанди выразил наиболее полно отношение русских офицеров к союзникам. Он попросил встречи с Айронсайдом, и, отдав честь, положил ему на стол британский орден, которым был награжден за выдающиеся заслуги в весеннем наступлении на Мурмане и которым очень гордился. «За две минуты он высказал все, что думает о союзниках, снова отдал честь и вышел. Долго я сидел в полном молчании глядя на отвергнутый  орден, которым в свое время была отмечена его беспримерная доблесть», – вспоминал Айронсайд. Костанди свой поступок так объяснял в сопроводительном письме: «…считаю ниже достоинства русского гражданина и офицера носить орден страны, представители которой вынуждаются своим правительством изменить данному ими слову и своим союзникам».
Перед последним этапом эвакуации английское командование сдавало русскому интендантству свои богатые склады военного снаряжения и обмундирования, и в то же время много оружия, снарядов, автомобилей топили в Двине и уничтожали, что вызвало недовольство со стороны русских военных и населения. 21 сентября 1919 г. вереница английских кораблей ушла с рейда Архангельска.

После ухода англичан ,прекратились поставки боеприпасов и вооружения из Великобритании, что поставило армию Миллера в критическое положение, поскольку на контролируемой ею территории не было никаких военных заводов и брать оружие было неоткуда. Тем не менее, после ухода англичан Миллер продолжил борьбу против большевиков. В сентябре 1919 г. из пленных красноармейцев был сформирован «Особый вычегодский добровольческий отряд» под командованием капитана Н.П.Орлова, сыгравший заметную роль в боях с большевиками в регионе.Северная армия начала наступление на Северном фронте, в ходе которого были захвачены территории в Коми-крае. К февралю 1920 г. в войсках Северной области насчитывалось 1492 офицера, 39 822 строевых и 13 456 нестроевых нижних чинов — общей сложностью 54,7 тыс. человек с 161-ом орудии и 1,6 тыс. пулемётах. В Национальном ополчении состояло около 10 тыс. человек. Несмотря на это, предпринятое в декабре контрнаступление Красной Армии завершилось разгромом Северной армии и её частичной капитуляцией. Генерал Миллер вместе с 800 военнослужащими и прочими беженцами эмигрировал из России на ледокольном пароходе «Козьма Минин» и яхте «Ярославна». Несмотря на препятствия в виде ледовых полей и преследование красных на ледоколе «Канада» (с артиллерийским обстрелом), белым морякам удалось довести свой отряд до Норвегии, куда они прибыли 26 февраля.

В эмиграции.

С марта 1920 генерал Миллер жил в эмиграции во Франции. С мая 1920 — главноуполномоченный по военным и морским делам генерала П. Н. Врангеля в Париже. С апреля 1922 — начальник штаба генерала Врангеля, с июня 1923 состоял в распоряжении великого князя Николая Николаевича (с ноября 1923 также заведовал его денежными средствами), с 1925 старший помощник председателя Русско обще-воинского союза (РОВС). После похищения советской разведкой генерала А. П. Кутепова в 1930 Миллер стал председателем РОВС. Являлся также председателем Объединения офицеров 7-го гусарского полка, Общества взаимопомощи бывших воспитанников Николаевского кавалерийского училища, Общества северян.

Похищение генерала .

22 сентября 1937 похищен и вывезен агентами НКВД из Парижа в Москву. Целью операции было продвижение на пост председателя РОВС агента НКВД генерала Н. В. Скоблина, который принял активное участие в организации похищения, заманив Миллера на встречу с сотрудниками НКВД, действовавшими под видом немецких дипломатов. Помощь в похищении генерала Е. К. Миллера оказал агент НКВД,масон С.Н.Третьяков.Отправляясь на встречу и чувствуя опасность, Миллер оставил записку сотрудникам с указанием, к кому он отправился вместе со Скоблиным:
У меня сегодня в 12.30 часов дня свидание с генералом Скоблиным на углу улиц Жасмэн и Раффэ. Он должен отвезти меня на свидание с германским офицером, военным атташе при лимитрофных государствах, Штроманом и с Вернером, прикомандированным к здешнему германскому посольству. Оба хорошо говорят по-русски. Свидание устраивается по инициативе Скоблина. Возможно, это ловушка, а потому на всякий случай оставляю эту записку.— 22 сентября 1937 г. генерал-лейтенант Миллер.

                                                   Генерал Е.К. Миллер с женой, на заднем плане у машины — Н.В. Скоблин.

Таким образом, планы НКВД по продвижению своего агента на пост главы крупнейшей эмигрантской военной организации оказались сорваны, а сам Скоблин был вынужден бежать.
Редактор эмигрантского издания «Часовой» В. В. Орехов так писал о Миллере:
Свою честность, безупречную и жертвенную, он сохранил до последнего дня своей жизни. Ясно, что предатель просил Евгения Карловича дать слово о сохранении «свидания» в секрете, негодяй знал, что слово генерала Миллера свято. И оказался прав. Генерал Миллер своё последнее честное слово сдержал, но какой ценой!.. Но он оказал и последнюю великую услугу нашему общему делу. По воле Божьей, по чудесному наитию он оставил записку «на случай»… Эта записка открыла убийцу, который без этого, вероятно, добил бы Обще-Воинский Союз в ближайшее же время страшнейшей провокацией.

Тюремное заключение и гибель.

Миллер был доставлен в СССР на теплоходе «Мария Ульянова» и заключён в тюрьму НКВД на Лубянке, где содержался под именем Петра Васильевича Иванова. На допросах не сообщил никакой информации, способной причинить вред деятельности РОВС. 30 марта 1938 генерал обратился к наркому внутренних дел Н. И. Ежову с просьбой разрешить ему инкогнито посетить православный храм.

Видимо, он еще надеялся хоть на какую-то милость со стороны своих мучителей, не понимая до конца, к кому в руки он попал.

Последний по времени документ, написанный Миллером, датирован 27 июля 1938 г. Это – письмо Ежову, полное тревоги о жене: «Меня берет ужас от неизвестности, как отразится на ней мое исчезновение. 41 год мы прожили вместе!»

Его судьбу окончательно и бесповоротно решил новый нарком внутренних дел Берия; это было сделано в экстренном порядке и в течение нескольких часов. 11 мая 1939 г. в 23 часа 5 минут, по приговору военной коллегии Верховного Суда СССР, Е.К. Миллер был расстрелян и в 23 часа 30 минут сожжен в крематории. Дело, заведенное на него в НКВД, тогда же было уничтожено, но несколько документов уцелело: письма Миллера и последние бумаги, относящиеся к нему, случайно попали в другое дело. Это и сохранило их для истории.

С момента похищения и до самой своей смерти Евгений Карлович проявлял необычайную выдержку, силу воли и крепость духа. Вера в Спасителя и преданность Церкви выражена словами генерала: «Я не покончу самоубийством прежде всего потому, что мне это запрещает моя религия. Я докажу всему миру и моим солдатам, что есть честь и доблесть в русской груди. Смерть будет моей последней службой Родине и Царю. Подло я не умру».

Истинные слова и поистине трагическая, славная жизнь, отданная За Веру, Царя и Отечество.

Н.Л. Калиткина

* * *

После похищения ген. Миллера руководство РОВСом принял генерал Ф.Ф. Абрамов,завербованный агентами НКВД через сына,оставшегося в CCCР,а  затем переправленного к отцу.