Покаяние за грех 1666 года.(Видео)

40 лет тому назад состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата, на котором был выбран Патриархом Московским и всея Руси Пимен (Извеков). Но это событие нельзя назвать очень ярким и значимым, поскольку Патриарх Пимен был типичным представителем церковной номенклатуры МП, созданной богоборческой властью.
Именно поэтому для каждого православно мыслящего человека очевидно, что решения Соборов МП далеко не всегда выражали церковную точку зрения. Более того, многие эти решения были антицерковными и по сути своей антихристианскими. Но, милостью Божией, были и решения, действительно выражающие чаяния церковного народа. К таковым, вне всякого сомнения, принадлежит решение о снятии клятв, наложенных Большим Московским Собором 1666-1667 годов, на старые обряды и их последователей. Справедливость этого решения подтвердил Третий Всезарубежный Собор 1974 года, также признавший неправомерность этих клятв.

Вне всякого сомнения, церковный раскол XVII века надломил духовную жизнь русского народа. Из церковной смуты XVII века Россия пришла к катастрофе 1917 года. Не случайно древний Соловецкий монастырь, в котором произошло избиение братии и других ревнителей древнего благочестия, стал знаменитым концлагерем СССР.http://iks2010.info/?p=28200

О необходимости преодоления последствий так называемого старообрядческого раскола думали многие лучшие представители нашей Русской Православной Церкви. По сути дела, спасительность старых обрядов была признана фактом учреждения Единоверчества при благоверном Императоре Павле Петровиче. Окончил эпоху гонений на старообрядцев в Российской Империи святой Царь-Мученик Николай II. Годы его царствования некоторые называют золотым веком для старообрядчества. Перед революцией плодотворно развивалось Единоверие.

Страшный шторм богоборческих гонений старообрядцы-единоверцы встретили со своим единоверческим епископом Симоном, ставшим впоследствии священномучеником. Среди новомучеников мы можем увидеть много почитателей древнерусского благочестия. В Русской Зарубежной Церкви до катастрофы 2007 года был единоверческий епископ Даниил.
Немало старообрядцев присоединилось к Русской Православной Церкви Зарубежом, хотя, к сожалению, множество из них и поныне оторваны от нашей Церкви. Это вызывает, естественно, христианскую скорбь, что представители различных старообрядческих толков не находятся в единении с нами.

Что особенно драгоценно, Русская Зарубежная Церковь попросила прощения перед старообрядцами и принесла покаяние за своих предков, преследовавших ревнителей старых обрядов. И это прекрасно, потому что покаяние является признаком подлинной духовной жизни. И нашему народу есть в чём каяться не только за события после 1917 года, но и за времена более давние. Прежде всего, это касается гонений на старообрядцев.

Конечно, мы должны отчётливо понимать, что старообрядческое движение на протяжении нескольких веков не было однородным. Среди старообрядцев были настоящие раскольники и даже сектанты. И в наше время хватает новых горе-ревнителей русской старины. Но мы не должны никогда ставить на одну доску этих, действительно, заблудших людей и тех мучеников старой веры, какие были явлены в нашем Отечестве во времена гонений на старообрядцев. Поистине, какое подлинное христианское величие можно ощутить, обращаясь, например, к подвигу боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой и её сестры Евдокии Прокопьевны Урусовой!

Пусть же молитвами наших славных и святых предков Господь поможет нам преодолеть раскол русской жизни, берущий начало с XVII века.

ПОСЛАНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РПЦЗ 13/26.10.2000г
К ПРИВЕРЖЕНЦАМ СТАРЫХ ОБРЯДОВ.

Верующих чад Русской Православной Церкви на Родине и в рассеянии, держащихся старого обряда, Собор епископов Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) приветствует!

Возлюбленные братья и сёстры по святой православной вере нашей: благодать и милость Человеколюбца Спаса да будут с вами во веки!

В год, когда святая Православная Церковь обращена к двухтысячному юбилею Рождества во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, мы, Собор епископов РПЦЗ, собравшихся в богохранимом граде Нью-Йорке, на наших заседаниях думаем и о том, как бы мы могли способствовать уврачеванию того разделения, которое уже столько столетий переживает Церковь Российская вследствие богослужебных изменений установленных в 17 веке.

Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам старого обряда; о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви только за любовь старообрядцев к преданию принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его. Русская Зарубежная Церковь с самого своего основания соответственно искала примирения со старообрядцами и на своём Третьем Всезарубежном Соборе, состоявшемся в 1974 г., во всеуслышание провозгласила древние богослужебные обычаи и обряды православными и спасительными; запрещения же и клятвы наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи считать недействительными, отменёнными и яко не бывшими.

И несмотря на это, хотя наша иерархия и наши верующие никогда не участвовали в преследованиях и насилиях, причинённых старообрядцам, мы хотим воспользоваться и ныне данным случаем, дабы испросить у них прощения за тех, кто презрительно относился к их благочестивым отцам. Этим мы хотели бы последовать примеру святого императора Феодосия Младшего, перенесшего святые мощи Святителя Иоанна Златоуста в Царственный град из дальней ссылки, куда родители его немилостиво отправили Святителя. Применяя его слова, мы взываем к преследованным: «Простите братья и сёстры наши, прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в содеянном вам и испрашивают прощения». В 20 веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима. Перед нашими глазами ярким образом представилось преследование при малодушном или даже бессовестном сотрудничестве и пособничестве гражданским властям со стороны лиц, именующих себя церковными. Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад старого обряда нашими предшественниками.

Итак, мы сознаём горькие последствия событий разделивших нас и тем самым ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесенную Церкви рану и молимся о том, чтобы мы, если на то будет воля Всемилостивого Бога, могли бы участвовать в таком богоугодном деле.

Мы верим, что с обеих сторон требуется воля следовать спасительным заповедям Христовым в исповедании, что не обряды наши сами по себе приближают нас к Богу, но покаяние наше, смирение, готовность к взаимному прощению, любовь и все христианские добродетели устрояют нам наше спасение.

Мы искренно желаем встретить представителей Церквей старого обряда и согласий, а также их приходов, дабы мы могли совместно разрушить средостение, разделяющее нас и подготовить путь к добрым отношениям и, наконец, к восстановлению полного общения между нашей Церковью и теми, кто стремится сохранить старый обряд в лоне Русской Церкви.

+ митрополит ВИТАЛИЙ
+ архиепископ ЛАВР
+ архиепископ АЛИПИЙ
+ архиепископ ЛАЗАРЬ
+ архиепископ МАРК
+ архиепископ ИЛАРИОН
+ епископ КИРИЛЛ
+ епископ ВЕНИАМИН
+ епископ ЕВТИХИЙ
+ епископ АГАФАНГЕЛ
+ епископ АЛЕКСАНДР
+ епископ ВАРНАВА
+ епископ ГАВРИИЛ
+ епископ МИХАИЛ

Блог о.Сергия Кондакова