Фашизм.В этом Пиночет подражал каудильо Испании Франсиско Франко, которого глубоко почитал и на похороны которого приехал в 1975 г.
Христианин, а потом уже всё остальное (к 105-летию Аугусто Пиночета).
10 декабря 2006 г., из нашего мира отошел ко Господу человек, чье имя на протяжении трех последних десятилетий вряд ли оставляло равнодушным любого кто его слышал.
Его Высокопревосходительство Сеньор Генерал-капитан Дон Аугусто Пиночет Угарте, умер в окружении своих родных, перед смертью приобщившись Святых Христовых Таин.
Для одних он являлся воплощением "темных сил", фашистского реваншизма, притеснителем свобод и угнетателем прав человека. Для других глубоким и верным патриотом своей отчизны, символом офицерской чести и долга, спасителем родины от красной чумы. Он никогда не старался быть для кого-то кумиром, но его имя произносили с придыханием люди по обе стороны Земного шара. Он ни искал себе врагов, но его проклинали и ненавидели.
Люди подобные Пиночету редко заслуживают признания и объективной оценки своей деятельности при жизни, но порою даже спустя века спор о них не прекращается, становясь возможно, лишь менее агрессивным.
В восприятии каждого из нас его личность запечатлелась как-то по-своему. Не будем оглядываться на тех, кто клеймил честное имя генерала при жизни, приписывал ему мифические 10 тонн золота в Гонконге, многомиллионные и почему-то до сих пор ненайденные валютные счета заграницей, абсурдные цифры "десятков тысяч жертв его диктата", тех, кто пытался "пнуть" его перед смертью, сочинив байку о распродаже генералом своих собственных наград, или на выкормышей советского агитпропа, типа Познера или Фисуненко и прочих "обозревателей", кои, используя свои профессиональные навыки, не раз опробованные на советском населении, глумились над памятью генерала после его кончины. Имя им легион. Опровергать всю чушь, которая была нанесена на образ бывшего Чилийского лидера занятие бесполезное. "Оставим мертвым, хоронить своих мертвецов".
Для российских монархистов и традиционалистов, приверженцев право-консервативных ценностей, куда важнее понять, что личность генерала Аугусто Пиночета символизирует для нас и каким он останется в нашем восприятии.
Т.н. "эпоха застоя" в 60-70-е гг. XX столетия даже в самых убежденных противниках советской власти, стала убивать последние, как тогда казалось иллюзорные, мечты о ее падении.
Афганистан, Эфиопия, Вьетнам, Камбоджа, Лаос и др. страны, где несколько десятилетий до этого не было и намека на присутствие коммунистов, свергали своих традиционных правителей и становились красными, проводя в жизнь бесчеловечные и богоборческие утопии "классиков" всеразлагающей и поглощающей левой идеологии.
И тут, как гром среди ясного неба, на весь мир прозвучало имя — Пиночет. В Южном полушарии группа офицеров, во главе с Командующим сухопутными вооруженными силами, стала на защиту своей родины и громогласно заявили, что они не позволит служителям красного Молоха сделать из своей страны площадку для их "социальных экспериментов". Этим они действительно спасли Чили, от реальной угрозы экономического и социального краха, в который ее завели действия социал-популиста С. Альенде и от неминуемого красного террора, который готовились развязать в этой латиноамериканской стране 30000 (!) коммунистических, в основном кубинских, террористов пребывавшие на ее территории.
Аугусто Пиночет был и навсегда останется в нашем сознании наиболее светлым и величественным правым лидером конца XX века, хотя бы потому, что в 11 сентября 1973 г. он подарил нам надежду на то, что "красный зверь" не всесилен и его можно остановить, даже такими скромными силами, каковыми обладало Чили.
Просыпаюсь утром рано,
Нет Луиса Корвалана,
Вот она, вот она,
Хунта поработала
Подобными частушками подсоветские люди встретили его приход к власти. С этих пор имя Пиночета пользовалось большим уважением в России, несмотря на кажущуюся одиозность и постоянное упоминание с эпитетами типа "кровавый", "фашист" и т.д., было весьма популярным и являлось своеобразным элементом народного фольклора, общественного нонконформизма противостоящего официальным совдеповским и эрэфийским ценностным установкам.
Объяснить это можно лишь одним. В чилийских военных вообще и в Пиночете в частности, под- и постсоветский человек увидел, то что он хотел видеть в своей армии, но увидеть увы так и не смог. Дух корпоративизма, сплоченность, волю, чувство долга и не показную любовь к родине, умение брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решению. Все это напрочь отсутствовало в Советской Армии, нет этого и в Вооруженных силах РФ.
Даже в самые тяжелые и критически для страны моменты товарищи (если верить певцу Газманову "господа") офицеры предпочитали прикрываться импотентским лозунгом: "Армия вне политики". Самоустранение армии из политики, когда она перестает быть общественным институтом, а становится лишь инструментом в руках власти, означает потерю к ней всякого уважения со стороны общества.
Военные Чили никогда не стояли с протянутой рукой перед своим Правительством прося льгот, квартир, пенсий или элементарного уважения со стороны государства, СМИ и общественных организаций. Поэтому, несмотря на переворот 1973 г. они не потеряли уважения к себе.
Важно отметить, что с самого начала приход к власти, воспринимался Пиночетом и его соратниками, не как возможность обогатиться и удовлетворить свои пороки, а как акт веры, патриотический долг, миссия во имя родины. В этом Пиночет подражал каудильо Испании Франсиско Франко, которого глубоко почитал и на похороны которого приехал в 1975 г.
Чилийская Хунта положительно отличалась от своих "коллег" из других стран Латинской Америки, тем, что все, что делали военные чилийской Армии, совершалось не для себя лично и своей семьи, а для нации и государства в целом, даже в условиях, если часть этой нации не понимала их. Военные умело и органично сочетали жесткость в управлении государством и свободу в экономической сфере, консерватизм и новаторство. Только в этих условиях стало возможно "чилийское экономическое чудо" и создание среднего класса, балансирующего любое общество. Все это превратило Чили в одну их самых преуспевающих стран Латинской Америки.
Генерал Пиночет говорил: "Военные Чили — это не политики, потому что мы, что обещаем, выполняем. Я выполнил все свои обещания. До последней точки. Провел корабль через шторма. Времена были грозовые. Но руль я держал крепко".
В определенный момент, приняв помощь от США, генерал Пиночет не стал марионеткой, продавшей свою родину за 30 долларов, а превратился в самостоятельного регионального лидера, с собственным видением, как международных, так и локальных политических вопросов, изложенных им в книге "Геополитика".
Пиночет использовал все, что служило на благо его стране, вплоть до либеральной экономики: "Мы стараемся сделать из Чили страну собственников, а не пролетариев".
При этом потомок бретонцев и басков, оставаясь чилийским националистом, патриотом и добрым христианином он не испытывал ни малейших иллюзий по отношению к "химерам современного западного общества".
Он любил повторять: "Конечно, я — демократ, но в моей собственной манере". "Мы никогда не сомневались в выборе: гарантировать права десяти тысяч антисоциальных крикунов, или права десяти миллионов чилийцев". "Права человека — очень удачная выдумка марксистов".
Генерал всегда вел себя жестко по отношению к главным противникам своего отчества коммунистам. "Диалог с оппозицией? Эти коммунистические игрушки меня не интересуют", — говорил он. При этом, совершенно не отвергая общественную дискуссию, он говорил, что готов обсуждать с нацией любые вопросы, кроме "католических ценностей и священного права частной собственности".
Верный сын Церкви он всегда отвергал обвинения в массовых убийствах, говоря что: "не мог отдавать подобные приказы, поскольку я — Христианин, а потом уже все остальное".
Добровольно отдав власть в 1990 г., он показал всем, что не искал ничего кроме блага своей родины. Своеобразным итогом стала медаль, преподнесенная Пиночету и его соратникам, со словами "Миссия завершена".
Несомненно, систематическая и планомерная травля, которая продолжалась по отношению к генералу на протяжении десяти лет, сопровождавшаяся арестом в Лондоне в 2000 г., укоротила жизненный путь Аугусто Пиночета.
Но душа христианина и воина Дона Аугусто Пиночета Угарте прибывая в селениях праведных, молится о живущих на земле, дабы и мы хранили в себе вечные ценности веры, чести и долга, которые с таким достоинством нес в себе этот чилиец при жизни и символом которых навсегда останется в нашей памяти.
С. Маньков
Мигель Краснов: первый казак Пиночета.
В Москве состоялась презентация книги об одной из ярких и одиозных фигур, объединяющих российскую и чилийскую истории – бригадире Мигеле Краснове, осужденном за преступления против человечности в период правления Аугусто Пиночета.
Мигель Краснов известен также тем, что является сыном и внуком казачьих атаманов, которые во время Второй Мировой войны воевали на стороне Германии, были выданы Советскому Союзу и впоследствии казнены.
В чилийском издании книга называется "Мигель Краснов: пленник за службу Чили" (Miguel Krassnoff: Prisionero Por Servir a Chile). В России название слегка изменили, добавив к его имени слово "казак". Это обстоятельство является важным для тех, кто в России выступает в поддержку Краснова и, в частности, для издателей – подмосковного Музея Белого движения.
В Чили к Краснову, как и ко всем, причастным к преступлениям во времена правления Аугусто Пиночета, отношение однозначно негативное.
Казачьи корни
Михаил Краснов родился в 1946 году уже после того, как его отца вместе с другими казаками из так называемого "корпуса Панвица", воевавшими на стороне Германии и попавшими в плен к англичанам, выдали советским властям.
Впоследствии его отец вместе с другим близким родственником – знаменитым атаманом Всевеликого Войска Донского Петром Красновым — был казнен по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР.
Мать Краснова – потомственная казачка Дина Марченко – смогла избежать выдачи. Ей помог чилийский дипломат, который укрыл ее с матерью в доме в Лиенце, где впоследствии родился Михаил Краснов. В 1948 году всем троим удалось переправиться в Чили.
Как рассказывают российские историки, изучающие биографию Краснова, мать была против того, чтобы тот поступал в военное училище. Однако сам Мигель избрал военную карьеру и окончил в 1967 году военный вуз, получив звание младшего лейтенанта сухопутных войск.
На службе Пиночета
В 1973 году Краснов принял активное участие в перевороте, который возглавил Аугусто Пиночетом. В результате переворота погиб действующий президент страны Сальвадор Альенде.
Позднее молодого офицера прикомандировали к Управлению национальной разведки (DINA — Dirección de Inteligencia Nacional), в котором он прослужил с 1974 по 1976 год. Именно этот период фигурирует в уголовных делах против Краснова чаще всего.
DINA изначально была создана ради двух целей – сбора разведданных и борьбы с политическими противниками хунты. Эта борьба в Чили вылилась в военные операции, а сама служба стала олицетворением репрессий Пиночета.
Похищения
Как рассказал на презентации книги адвокат Краснова Карлос Порталес, бригадир уже был осужден по 12 преступлениям, и в производстве против него находится еще около 70 дел.
Только по тем приговорам, которые вступили в силу, Краснов должен отсидеть в тюрьме более 30 лет.
Отвечая на вопрос Би-би-си о том, были ли среди обвинений против Краснова пытки и убийства, адвокат сказал, что бывшего офицера обвиняют в основном в похищениях: "Практически 100% всех обвинений и уже вынесенных приговоров – предполагаемые похищения и предполагаемое в них участие Краснова".
"Политические процессы"
Как заявил на презентации книги адвокат Карлос Порталес, чилийское правосудие относится предвзято к военным, которые участвовали в борьбе с политическими противниками хунты.
"Все эти преступления должны подпадать под положение о сроке давности. Тем не менее, по непонятным причинам срок давности не действует в отношении именно военнослужащих, потому что есть и другие дела, где тоже фигурируют похищения, однако военные в них не участвовали, и в отношении фигурантов этих дел срок давности был применен, а к военнослужащим – нет", — сказал он.
Порталес называет судебные процессы против чилийских военных "политическими", и настаивает на том, что для того, чтобы их прекратить, необходимо именно политическое решение чилийских властей.
Чилийский казак
Как сказал выступавший на презентации книги близкий друг Мигеля Краснова Руслан Гаврилов, осужденный бригадир считает себя казаком и православным, прекрасно говорит по-русски и читает русскую литературу.
Об этом же говорилось и в письме Краснова, которое зачитал основатель подмосковного музея Белого движения Владимир Мелихов: "Для меня очень важно, чтобы на родине, которую я всегда несу в моей душе, стало абсолютно ясно и известно, что этот казак и солдат Краснов никогда и ничем не замарал своей фамилии. Быть казаком — со всей суровой и строгой ответственностью, означающей всегда сохранять честь, мужество, верность, веру и справедливость".
По словам адвоката Карлоса Порталеса, фамилия Краснова, история его предков явилась раздражающим фактором для левых сил, которые, по его мнению, инициировали процесс против него.
"На протяжении всей своей истории Красновы участвовали в борьбе с большевиками, отдавая при этом в борьбе свою жизнь", — сказал он, и добавил, что появление такого офицера в истории Чили превратилось в символ.